2. Прозрения Гоголя

Эстетика

В «Портрете» пронзительные глаза ростовщика символизируют земную силу, власть денег, алчь и энергию покорения природы, людей, истории; ничто не может остановить ее, эти глаза пронизывают насквозь земную жизнь, реальность, это сам дьявол, явившийся и утвердивший свои права: тут его царство…

Искусство стремится достичь выразительности, а что такое эта самая выразительность означает? Она есть стремление утвердить ценности мира сего – против мира духа, против Христа. И потому перед художником стоит дилемма: служить миру сему или миру горнему, Богу или сатане, и все вокруг толкает его именно служить миру, растворить в нем свои идеи, осуществить стремления, реализовать талант, продать опус, и пр.

Именно поэтому монах учит сына борьбе с миром.

У тебя есть талант; талант есть драгоценнейший дар бога – не погуби его. Исследуй, изучай все, что ни видишь, покори все кисти, но во всем умей находить внутреннюю мысль и пуще всего старайся постигнуть высокую тайну созданья. (1) Блажен избранник, владеющий ею. Нет ему низкого предмета в природе. (2) В ничтожном художник-создатель так же велик, как и в великом; в презренном у него уже нет презренного, ибо сквозит невидимо сквозь него прекрасная душа создавшего, и презренное уже получило высокое выражение, ибо протекло сквозь чистилище его души. (3) Намек о божественном, небесном рае заключен для человека в искусстве (4), и по тому одному оно уже выше всего. И во сколько раз торжественный покой выше всякого волненья мирского; во сколько раз творенье выше разрушенья; во сколько раз ангел одной только чистой невинностью светлой души своей выше всех несметных сил и гордых страстей сатаны, – во столько раз выше всего, что ни есть на свете, высокое созданье искусства. (5)

В этом отрывке вся эстетика Гоголя. И если понять эти слова правильно, можно достичь весьма глубокого понимания искусства, в том числе и творчества самого писателя. Попробуем разобрать их подробнее.

1. Художник – исследователь. Он «покоряет» мир, реальность, преображает ее – а зачем, собственно, надо ее преображать? Вот, самого Гоголя объявили же главой «реальной» школы, а реализм означает: ничего не надо искажать, но изображать жизнь, отражая все ее противоречия и пр. Так ли это? Нет, совсем, получается, не так. Художник – тот, кто не просто отображает окружающую реальность, но именно сублимирует, постигает в здешнем, обыденном – горнее, небесное, в реальном – идеальное, в человеческом – Божий образ… Иное искусство не имеет смысла.

Он просто не видит в мире ничего низкого, оно не существует, нет онтологии зла.

2. Он объявлен блаженным. Потому что сам он не мешается с окружающим миром, с людьми и их дрязгами, он стоит выше мира сего, на нем благодать. И потому и на природу, и на человека он смотрит, как на отблеск высшей тайны, поэтому и «нет ему низкого предмета…»

Высшее сквозит сквозь низкое и обыденное, и это сквожение – опасная и неверная категория, конечно, и приводит к драмам и разочарованиям; однако разве воспринимать мир значит просто видеть глазами?

3. Преображение, сублимация, возвышение всего низкого – словно он всех и вся тянет ввысь, к Богу. Искусство, так понимаемое, есть духовное преображение мира. Душа такого художника становится чистилищем – прекрасная формула, поскольку в ней душа великая страдалица: в себе она воплощает, сама переживает все драматичные противоречия бытия…

4. И главный вывод: искусство воссоздает рай, в нем ты ощущаешь себя ангелом, обретает черты небесного, в нем падший человек вновь чувствует надежду на восстановление связи с Богом.

5. Творенье выше разрушенья — коренная формула творчества, иначе оно стало бы невозможно. Покой, гармония, цельность – вот черты такого искусства, и теперь мы можем бросить взгляд на наше сегодняшнее искусство и сделать вывод, что мало в нем осталось подобных мастеров…

Наши художники чаще стремятся к силе выражения – и получаются такие вот портреты, в лучшем случае, — так, в современном американском кино главной картой является именно эта: сила, кровь, насилие, погони, драки – все это и есть сатанинская «выразительность», которая сводит на нет любые художественные идеи.

Да и многие серьезные режиссеры и художники делают ставку на то, чтобы потрясти зрителя, вывести его из равновесия – в этом видят залог успеха. И правда, многие люди сегодня отвращены от искусства – но не потому ли, что оно не может предложить им таких высоких творений, не зовет ввысь?

В.Б. Левитов
3 марта 2018

Показать статьи на
схожую тему: