Орел

Не все ль равно?! Играя и маня,
Лазурное вскрывалось совершенство,
И он летел три ночи и три дня
И умер, задохнувшись от блаженства!..

жизнь поэта не имеет значения, биографии – хлам

все земное отвращает, в нем нет смысла; если вы связываете такую лирику с обыденным миром, пытаетесь навести мосты, связи – вы ее никогда не поймете; тут «мост к другому берегу», как учил Ницше

этот берег именно манит – завлекает, однако жить там невозможно: это ловушка; и поэт превращается в существо, летящее меж двух стихий, меж небом и землей (это ещё Лермонтов выразил вполне) – но он открывает этот горний мир

Лазурное вскрывалось совершенство

в этой горней лазури человек жить не может

как же Гумилев решает лермонтовскую тему? – очень просто: тут для него нет дилеммы: Орел решительно устремляется к другому берегу, в небо! – и поэтому он обречен

он умирает земной смертью и начинает жить небесным бытием

он преображается – претворяется – только не в «корабли и добрые дела», как вещал дурацкий пролетарский виршеплет, — а в настоящее бытие, о котором мечтали и писали современные метафизики всех мастей

нетленный он летит, продолжая свой безумный полет – смотрел на солнце мертвыми очами! – исчерпав все земные силы и чувства,

…задохнувшись от блаженства!

он преображается из земной птицы в небесного ангела, и вот это я полагаю самым точным и глубоким определением лирики – той лирики, которую можно назвать великой

потому что смысл ее не в том, чтобы забавлять наши чувства, а именно в этом рывке к бытию, в этом прорыве в мир иной духовного существа, осознавшего тупики земной обреченности

почитаешь такое и поймешь: настоящая красота явно не от мира сего, и сразу покажутся убогими и плоскими все ее чисто земные формы…

 

и тут самая мрачная тема…

видимо, жизнь бывает разной – и смерть тоже бывает разной: бывает, человек при жизни тихо умирает и просто досчитывает дни до официальной кончины; а бывает иначе: человек врывается в смерть, как вихрь, и из самой смерти создает всполох живой жизни

эта смерть – претворение души, по завету Христа, «погубить душу свою» — преобразить ее в слово, в порыв, великое дело настоящего поэта, который и следует в этом Богу – смертью смерть поправ

и теперь Орел становится равным бессмертным: он смотрит прямо на солнце, и он уже никогда не упадет, не станет прахом и тлен не обоймет его – вот настоящая задача для творца

 

антипод – каменная птица Магритта, чисто земная птица, так что вы легко можете назвать ее подвид; и она не орел и вовсе никуда не рвется, из птичьего главное в ней не полет, а страх – вот и стала камнем, такой вот выбор…

 

Р. Магритт. Идол

24 декабря 2020

Показать статьи на
схожую тему: