ГлавнаяПутьВечернее ЕвангелиеПритча о домоправителе

Притча о домоправителе

Гл.16

…сказал ему: возьми твою расписку и напиши: восемьдесят. И похвалил господин управителя неверного, что догадливо поступил; ибо сыны века сего догадливее сынов света в своем роде. И Я говорю вам: приобретайте себе друзей богатством неправедным, чтобы они, когда обнищаете, приняли вас в вечные обители. 10 Верный в малом и во многом верен, а неверный в малом неверен и во многом. 11 Итак, если вы в неправедном богатстве не были верны, кто поверит вам истинное?..

 

1

Его слова “богатством неправедным…” комм. как мирским, бездуховным — их смысл не в том, чтобы воровать да в миру по-мирски жить, а речь идет о Боге и верующем, который от мира сего, и уж наверняка неправеден, потому что в миру живет, так не надо отчаиваться в неправедности, а, напротив, “приобретать” — друзей и богатство, разумеется, духовное… И прощать долги — вообще, прощать, учитывая в первую голову несовершенство людей и мира.

Самое первое, что сделал нерадивый этот человек: осознал свое несовершенство и простил другим, поскольку приобрел мудрость от Господа.

Надо осознать свою ограниченность: все дело-то именно в том, что мы от мира сего, все мы ”черненькие”, все одинаковые с нашими убогими программами, так Он и учит нас жить по-мирски, не замахиваться на большее.

То есть, я хочу сказать, что я ощущаю себя изгнанным от господина, отверженным от него, и каким-то образом это осознанное изгнание, мое несчастье, и определяет мое приближение к Нему. Я жажду — и Он напоит жаждущего.

Человек не должен ставить высоких задач, утверждать, что может совершить хоть какое-то реальное духовное дело, стать творцом — смешно, в самом деле, ибо все мы нерадивые управители своей судьбы, несовершенные механизмы, которым еще предстоит нечто высокое, если Он призовет…

 

2

ст.8 “сыны века сего…”

Значит ли это, что “сыны века” могут жить как угодно, этим ничтожным титулом оправданные от своих преступлений? Чего, в самом деле, ждать от грешного и порочного человека? Возможно, это духовный реализм. Многого не должен ждать человек от своих духовных исканий, и не должен ожидать полного преображения, которое Господь явил на г. Фаворе: у человека ограничены такие возможности, и он должен смириться с тем, что грешен он и окружающие, простить, как ему простил господин.

Была ведь католическая идея следования примеру Христа, чуть ли не полного повторения Его пути, но человек на такое не способен. Приходится признать, что человек — всегда неправедный управитель, который не понимает своей природы и не умеет толком распорядиться даже теми дарами, которые получил от Господа. И никакие усилия обучения и воспитания, самосознания и совершенствования не могут изменить этого коренного метафизического факта нашей неправедности перед Господом.

 

ст.9 “приобретайте себе друзей богатством неправедным”

Не следует, тем не менее, огорчаться и отчаиваться в наших возможностях. Мол, природа моя грешная, святым стать не могу, так ненавижу ее и себя — и всех вокруг и пр. Господь создал нас, даровал эту жизнь, чтобы каждый из нас “приобретал себе друзей богатством неправедным” — мирским, нашими талантами и способностями, опытом и знанием: все это тоже может привести к свету, если человек будет верить в Бога, иметь в виду главную задачу, которой пока он выполнить не может по своей природе. Вот идея духовного реализма.

Что бы я ни сделал в мире сем, какое бы добро ни совершил, кого бы ни спас или ни приветил — я всегда ощущаю ограниченность моих ресурсов, неспособность озарить людей, дать им свет. Я не от света, я от праха. Поэтому голова моя не пойдет кругом от мелкого успеха, удачи какого-либо проекта.

 

ст.10

Тем не менее, я “верный в малом”, я ощущаю, что иду неким путем, и вот эта идея земного пути как пути к свету — главная в притче, которая вообще подводит к знаменитой Его максиме ст.16го, что “всякий усилием входит” в Царствие.

Не следует стенать, а пока просто-напросто определить основные приоритеты: например, (ст.13) служить Богу или маммоне, потом решить следующую дилемму и т.д. — во всех речах Христа глубокое понимание нашей грешной природы и неспособности “вместить” саму премудрость. Наш путь — долгая дорога к ее началам.

(такие комментарии явно опровергают любые гипотезы о непонимании, изменении плана и пр., не так ли)

 

3

Не значит ли это совет не ставить метафизических и чисто духовных задач, ограничиться видимым и понятным? Призыв к простой морали, к добру по отношению к ближнему?

Все же, заметим, что управитель оказался неправедным, вороватым, он вел себя порочно и был изгнан от господина. Вряд ли тут имеется в виду первородный грех (что возможно, все же) — скорее, это логичное продолжение истории о блудном сыне, человеке неверующем, который пока не нашел в сердце своем любви к господину, любви к Богу, и потому катится по наклонной…

Ему следует глубже вникнуть в свою природу — прежде чем возноситься непосредственно к Богу, — понять и осудить свои пороки, понять, как труден духовный путь, и сделать выбор.

Эта притча относится ко всем нам, но в разной степени.

“Никакой слуга не может служить двум господам” — это важная мысль о разделении земных путей (которая далее утверждается притчей о богаче и Лазаре).

 

Общий смысл всех трех притч о земном пути человека. Блудный сын раскаивается, это первое и главное; управитель выбирает уже сознательно путь жизни и следует по нему, претворяя евангельскую мораль…

5 января 2021
Оглавление