Марфа, Марфа! – ты заботишься о многом…
10.40 Мария и Марфа
Марфа, Марфа! – ты заботишься о многом…
так и многие из нас «заботятся о многом» — о быте, богатстве или комфорте — жизнь полна нужной, ненужной суеты и забот, цель которых совершенно непонятна: словно человек решил забить жизнь любой ценой – чем попало, и лучше, конечно, всем этим добром
вот ведь умный язык наш: свел самое главное качество настоящего человека – доброту – к самому ненужному, вещам, почти что хламу…
нам с трудом дается остановиться и подумать, прийти в себя, понять свое высшее предназначение и – вопреки миру – идти к нему; наши умы отравлены этой мелочной заботой, за которой мы не в силах увидеть События
Марфа делает простой и очевидный выбор, ею движет скорее привычка, обычный ритуал приема гостей, однако в ее доме особый Гость, и она явно не готова к Его приему – тут есть перекличка с притчей о светильниках
это главная притча о женщине, жене, чья природа не понимает миссии: она окружает тебя заботой о малом, не видя и не понимая главного; «заботятся о многом», не видя человека – большинство женщин – это чеховские попрыгуньи, увлечения, наряды, заботы, чепуха…
Гл. 11
бесы
Когда нечистый дух выйдет из человека, то ходит по безводным местам, ища покоя, и, не находя, говорит: возвращусь в дом мой, откуда вышел; 25 и, придя, находит его выметенным и убранным; 26 тогда идет и берет с собою семь других духов, злейших себя, и, войдя, живут там, — и бывает для человека того последнее хуже первого
та же тема продолжена здесь: человек убирает дом, выметает его, заботится о земном – но бесы приходят еще в большем количестве, и ему от них уже нет защиты
настоящая духовность в отрешении от мира и мирских благ и соблазнов
мы ведем постоянную брань против духов зла, зависти, алчи, лени и пр. и в этом плане, признаюсь, никогда не были мне понятны теории современных французов о любви к себе – это у них самая главная, магистральная тема: люби себя – и полюбишь весь мир и Бога и пр.
и тут, с виду, есть логика: только в самом себе сможешь выпестовать, построить, понять любовь; может, и так, хотя вряд ли так: любовь – к Другому, к высшему, и в этом ее созидательная и влекущая душу сила
в этой притче дом – это и есть любовь к себе, люблю дом мой, мое существо, самого себя; слежу, выметаю, держу в чистоте и т.д., только ведь дом — помещение, и все, т.е. дом есть только начало домостроения, начало пути созидания человека
и если я запрусь в доме да буду сидеть там, это обыватель, у которого в плоской душе его не растут ни большие чувства, ни высокая вера – нет глубины, нет питательной глубинной влаги – и потому любые бесы быстро им овладевают (да чаще и не замечает их, поскольку не приучено сознание различать добро и зло, высь и бездну)
в словах Иисуса поражает простое слово о сатане, конкретность зла – совершенно ясное представление о духовной жизни как поле вечной борьбы, без которой человек не состоится
пустота душевная опасна, и мы в этом убеждаемся сегодня на каждом шагу
тут диалектика внешнего и внутреннего: внешний человек просто формируется – ему в этом помогают сегодня мода, кино, толпа, никаких усилий; очень просто быстро напялить одну из масок, и ты готов, и каждый – современный герой, и кипит эта пустота, в которой шныряют бесы – их время…
гробницы
47 Горе вам, что строите гробницы пророкам, которых избили отцы ваши: 48 сим вы свидетельствуете о делах отцов ваших и соглашаетесь с ними, ибо они избили пророков, а вы строите им гробницы
актуальная тема: хоровые славословия русским поэтам, классикам, всей «великой культуре», к которой эти упыри не имеют никакого отношения – как псы, мочатся, помечая поле…
однако если я хочу мыслить иначе и действительно понимаю грех отцов – и желаю его исправить? — так ты не гробницы строй, не памятники воздвигай, а реальное дело сделай (если дадут) – а пророки остались оплеванными, тут ты ничего не изменить своими памятниками да гробницами
они ведь лишь исказят истину истории, убедят будущие поколения в благолепии и блистании тех пророков – а ты их не услышал, не понял и по сей день дурью маешься и лишен духа Божия
эта привычка все ровнять да наводить глянец – привычка мещанская; это вопрос о вере, культуре, творчества как конфликте, как драме: оно или живая драма – или музей (гробница – имею в виду не любой музей, конечно, но именно музей в гегелевском смысле: как свалку ненужного исторического хлама)
в такой гробнице и хоронят пророка уже навеки, и памятники да хвалы призваны лишь положить еще новые слои и совсем похоронить: чем выше поднимает их хвала – тем менее понимают современники, тем менее они – пророки, святые, классики, гении – участвуют в современной жизни
это для нас вопрос строительства новой культуры, для которого в нынешних нет ни идей, ни воли, ни понимания задачи – вот бы им почитать Евангелие, да только тут читать – мало; непонимание своих пророков – плохо, означает, что и прочих понять не способен, не говоря уже о Событии…