ГлавнаяПутьВечернее Евангелие«Чему уподоблю Царствие Божие?»

«Чему уподоблю Царствие Божие?»

Гл. 13

…чему уподоблю Царствие Божие? 21 Оно подобно закваске, которую женщина, взяв, положила в три меры муки, доколе не вскисло всё.

важный урок

когда вы хотите кого-то убедить, бессмысленно сыпать слова, ваши речи могут лишь ожесточить человека, которому вы приказываете сменить кардинальные ориентиры и нормы его сознания – он не станет этого делать по вашей воле или даже повинуясь убедительным аргументам; да и где их взять в таком вопросе?

однако вы можете заразить его вашей идеологией, вашим конкретным живым примером – об этой закваске и говорит Иисус; и как надо бояться не слов, не острогов, а именно «закваски фарисейской» — точно так же и на людей надо действовать не силой, но примером

в каждом из нас есть эта мечта, эта невозможная даль – она простирается далеко за пределы нашей убогой земной жизни, мы верим в это и без этого вряд ли можем называться человеками – поэтому я пробуждаю в другом эту веру, эту мечту, вот и все

и такая закваска не может не развиться и не дать результата в чувствительной душе и высоком уме

для всего Его учения это важнейший принцип, ведь Христос никого не убеждает, не увлекает, да и речи его, судя по свидетельствам, просты (и очень туманны для апостолов) – не в словах тут сила, но в неуловимой «закваске», верном взгляде, совершенно новой морали, которая разом захватывает человека своей несомненной правдой

очень важный урок для любого учителя

тут ведь совет не прилагать усилий, не убеждать, ибо если «Царствие Небесное силою берется», то душа человека, сознание его – напротив, отвергает насилие, не верит, подозрительно и слабо; в нем должен идти долгий процесс ферментации идеи

и этот Учитель представляет собой простой и ясный идеал человека, Он убеждает не словами – они кратки и, повторю, не всегда ясны – но самим своим Образом, делом убеждает

и точно так же, его повторяемые слова о «закваске фарисейской» очень важны: тут историческое сознание, омертвевшее в ритуале и не способное воспринять живую правду причастия

 

34 Иерусалим! Иерусалим! избивающий пророков и камнями побивающий посланных к тебе! сколько раз хотел Я собрать чад твоих, как птица птенцов своих под крылья, и вы не захотели! 35 Се, оставляется вам дом ваш пуст.

трагическая тема Иерусалима

мы видим этот пустой Иерусалим: в нем сегодня одни туристы, своеобразный символ духовной пустоты…, и он разделен, как тот дом, который не устоит, когда ты проходишь по улочкам Старого города, стоишь у Стены… какое-то горькое чувство ощущаешь: сердце болит

словно это камни, одни камни – Духа тут нет

не собраны чада под крылья, нет единства, нет Народа – есть племена, разрозненные и враждующие; они кипят не верой и любовью, а одной ненавистью, на которой, разумеется, ничего не построишь

несчастный город и тайная, непостижимая до конца судьба народа-богоносца

тут нет у меня мнения о гипотезе неудачи проповеди среди евреев – т.е. что Христос пришел действительно первоначально именно к Своему народу, и только к нему; с одной стороны, я вижу это в Его речах

он выходит из Себя, клеймит лишь фарисеев – равнодушен к римлянам, например, или прочим народам; книжники вызывают в Нем истинный гнев, словно и правда, явился именно к ним как ученым и знающим – а нашел живые камни; и это заставляет Его изменить план…

с другой стороны, мы привыкли однозначно понимать божественное всеведение, и как можно обсуждать подобные вопросы…

но когда я вижу современных хасидов, этих людей, застывших в каком-нибудь Х веке до н.э., они ведь словно Богом Самим пригвожденные к прошлому и не способны жить сегодня полноценно и творчески, образ пустого дома снова возникает в сознании

пустота бывает разной

и духовное сознание, набитое заповедями и ритуалами и не способное к живому чувству, собственно, к вере, живущее лишь вечно усвоенным, понятным, плоским, древними делами и заботами, совершенно глухое… иногда мне кажется, что такая культура хуже неграмотности

Христос не раз противопоставляет фарисея и человека из низов общества, блудника, отдавая предпочтение второму, на котором нет греха; для России, это тема интеллигентского сознания, которое именно знание и опыт, развитие и традиция требовательно обрекают на служение

так что бывает пустота при всем перечисленном, во всем блеске современного образования, – и цельность, полнота в одной живой, просвещенной вере

3 ноября 2020
Оглавление