Богач и Лазарь

гл.16, часть 2

Простой смысл притчи о небесной справедливости, которая не только уравняла богача и бедняка, но, напротив, поменяла их местами — это лишь первый взгляд на притчу, на самом деле тут учение, урок людям, которые ищут иных путей, кроме Завета.

16.25 ты получил уже твое

Каждый из нас, получая, полагает, что так и быть должно и жизнь есть просто дорога радостей, путь света, на котором и сыпятся на нас дары. В духовном смысле мы тупеем и о духе не мыслим, потому что и так хорошо спится…

Но дары земные, счастье мирское никак не связаны с нашей духовной сутью, с тем, какими мы предстаем перед Богом.

Богатство не тем плохо, что выделяет человека из толпы и дарует наслаждения и пр., а тем, что ослепляет его, лишает “внутреннего ока”, духовной жизни. Жизнь становится служением Маммоне. Человек глохнет и слепнет (и оттого отверг бедняка, не принял как брата — нет братства, нет любви, нет веры)

…ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь

Человек рассчитывает на утешение, страдание строит душу христианина. Представление о жизни как о пути испытаний — истинное и полезное представление.

Это призыв к стоической, аскетической морали.

26. между вами и нами утверждена великая пропасть…

 

Авраам утверждает невозможность помочь теперь богачу. Пропасть между духовными и мирскими, между “сынами света” и сынами мира сего, они живут совершенно разным и не понимают друг друга.

Это вступает в противоречие с притчами, где человек может в любой момент обратиться? Нет. У дев не было масла именно в тот миг, когда нужно было… Хотя блудного сына Отец принял с распростертыми объятиями. И тут нет противоречия.

Просто, нет гарантии, господь не дает гарантий. Выстрадавший может спастись, однако человек, который цинично отвергает господа, а потом взмолился, — такой человек будет страдать в аду и ему нет спасения. Потому что уже “утверждена великая пропасть…”, прошло и потеряно навеки время, когда он мог стать полноценным человеком — чадом Божиим.

Это очень актуально для любого учителя, который ведет своих учеников и обязан усилием открывать им Царствие, показать эту пропасть заранее. Их сознание не развито, духовных категорий в нем нет — нет тех клеточек, которые в течение жизни будут заполняться Божьей правдой, которую сначала человек предчувствует, а потом все яснее понимает. И ее нельзя понять разом в единый миг. Захочет страдающий и духовно нищий человек — и увидит эту пропасть.

28. пусть же засвидетельствует им…

Тогда богач придумывает способ хотя бы предупредить братьев о грозящей катастрофе. Это философия чуда. Чудо исцеляет физические недуги, и Сам спаситель не раз делает это, хотя иногда и с некоторою досадой — на тех, кто не верует в Него, но уверует только в чудо. “Блаженны те, которые не видели и уверовали…”

Истина Христова не свидетельствуется людьми или событиями, и единственное чудо, возможное и актуальное для нас, — это чудо нашего духовного преображения. Мы сами идем к Богу, никто не сможет и никогда не будет подталкивать или убеждать нас чудесами.

Господу не нужны идиоты, потрясенные чудом и авторитетом (как вещал Великий Инквизитор у Достоевского), но прозревшие, своим умом, своим духовным оком сумевшие прочесть судьбу.

И снова урок. Мы не можем обращать учеников на верный путь — только показать его. “Царство Божие силою берется”, “всякий усилием входит в него” (16.16) — своим усилием, а не усилием учителя. Однако для этого усилия нужно соответствующее духовное и нравственное развитие человека, он должен что-то пройти и выстрадать, понять и отвергнуть…

Мы развиваем человека в школе именно для того, чтобы он был готов к такому выбору. Но мы не заставляем его сделать выбор — создаем внутренние условия для выбора.

Личность — это выбор.

29. у них есть Моисей и пророки…

Итак, не чудо и не авторитет, но Слово — путь к спасению. Умение услышать Слово Божие, Бога-Слово — великое умение человека, искусство читать и понимать такие слова является главным духовным умением, и потому все главные усилия педагога с самого раннего возраста должны быть направлены на развитие этого умения.

Потому что большинство людей не владеют навыком и способностью понимать текст, даже самый простой текст, не говоря уже о прикровенном смысле Евангелия. И эта способность к пониманию — главная способность в человеке, который таким образом все менее будет человеком толпы, атомом, “былинкой на ветру” — все более личностью, чадом Божьим, подлежащим спасению и духовной тверди. И мы строим ее на земле.

Последний стих о том, что фарисеи и воскресению не поверят, если не веруют в пророков, о человеческом неверии, которого ничто не перебьет

Для Иисуса вера благодатна, она не зависит от усилий людей, и хотя Он не раз требует веры от апостолов, понимает, однако, что они избраны вопреки своей человеческой слабости вследствие чего-то высшего в них, что — таинство…

23 июля 2021
Оглавление