Правление поднебесной

Мэн-цзы

Если действовать так, чтобы ставить справедливость напоследок, а в первую очередь ставить выгоды, то пресыщения не наступит, пока все не будет отнято

хоть сегодня озаглавь так всю газету!

Мэн-цзы занимается много организацией хозяйства, он утверждает право собственности как основной якорь всего государства

Если же говорить о народе, то отсутствие постоянного имущества служит причиной отсутствия у него постоянства в сердце. А если нет такого постоянства, то будет совершаться все: и разнузданность, и распущенность, и извращенность, и расточительность. Ждать, когда люди запутаются в преступлениях, а потом только преследовать их по суду и наказывать – это значит ловить народ в сети закона.

с другой стороны, управление страной – искусство гармонизации

Мэн-цзы ответил:

– Если у вана любовь к музыке очень велика, то это почти все, что требуется для приведения страны Ци в порядок!

равновесие, но не равенство; гармония прав и обязанностей; сочетание древности и прогресса, твердые устои и постоянное обновление

Чжоу хоть и древнее царство,

Судьбы его все обновляются…

государство существует как определенный порядок, и когда принципы его понятны и твердо установлены, правитель может не беспокоиться

Если же упорядочение земельных меж произведено правильно, тогда можно, сидя у себя дома, устанавливать раздел полей и назначать жалованья

вопрос о равенстве – особый; китаец осознает исконное неравенство людей, а уж мудрец понимает это особенно ясно; более того, людям и не нужно это равенство, которое какие-то смутьяны объявили вековой мечтой неизвестно чьей…

неравенство, несходство, разность не порок – напротив, это принцип жизни

– Привлекательностью вещей как раз и является их несходство. Некоторые рознятся друг от друга вдвое и впятеро, а другие в десятки и сотни крат, а бывает, даже в тысячи и десятки тысяч крат. Ты же их уравниваешь да еще и уподобляешь в цене. Это внесет смуту во всей Поднебесной! Кто же станет изготовлять обувь, если цена на большие и малые башмаки окажется одинаковой?

тут все то же вечное движение, вечное развитие, которое представляет собой вековой принцип этой жизни – наряду с твердостью и стабильностью устоев, и боюсь, именно этого внутреннего динамизма, этой жизни духа и не увидели в китайской культуре наши мыслители, а жаль

потому что мы сегодня видим слишком много общих черт, и многое из этой премудрости можем применить к себе, не лишним было бы усвоить бесценные уроки древней мудрости

29 декабря 2020

Показать статьи на
схожую тему: