Зло
Св. Антоний Великий: в 88й главке объясняет, что злые не знают, «что претерпевают люди от зла по смерти» — зло от неведения, духовной слепоты и неверия. Роковой вопрос о Боге как творце и добра, и зла:
89. Бог не есть виновник зла. Он даровал человеку разум, способность различать добро и зло и самовластие; злые же страсти рождаются от нерадения и беспечности людей. Отнюдь не виновен в них Бог. По свободному выбору воли, демоны сделались злыми, равно как и большая часть людей.
Отметим тут различение Бога как Творца и причины: Он даровал свободу, а уж от человека зависит тот или иной мотив действий, тот или иной выбор. Тут весьма интересно и последнее утверждение: нерадивое использование великого дара свободы, непонимание, что абсолютная свобода для большинства людей есть погибель (та же мысль в 91й гл.: «Зло приражается к естеству, как ржавчина к меди. Но как не медник произвел ржавчину и не родители грязноту, так не Бог произвел зло…»).
В следующей 90й главке о. Антоний поясняет, что «когда нет в душе зла, тогда она бывает безопасна и невредима»: наша душа, по этой мысли, может таить опасности, если повредится, будет искажена страстями или дурными влечениями
92. Бог наш тем, кои на небе, даровал бессмертие, а тех, кои на земле, создал подлежащими изменению; всему прочему даровал жизнь и движение – и все для человека. Итак, да не увлекают тебя житейские прелести, когда дьявол будет влагать злые помышления в душу…
Два слова – изменение и движение – ключевые: все дело в том, что человек меняется, и надо понимать это в своей жизни и судьбе: меняться можно как к добру, так и ко злу. Некоторые полагают, что они и так хороши, и тот труд души, который спасителен и единственный помогает приблизиться к свету, — он им уже не нужен. Это самолюбование часто бывает основой склонности ко злу.
Естественно, ведь человек не находит в окружающих соответствия собственным образам, вот и пытается утвердить свое превосходство и образ силой, волей, не гнушаясь никакими средствами. Зло обычно связано с понятием цели, добро – чаще с понятием пути… Чехов верно заметил: «Мы не замечаем, как мы меняемся».
И поэтому меняться необходимо, эта вечная внутренняя метаморфоза – основное направление нашего нравственного развития, ее следует сознательно включать в любой план, любую воспитательную работу. Зло – это застой души, неделание, «нерадение», вот, малолетний преступник, который значительно уступает сверстникам в развитии – немудрено, что он добивается равенства силой…
Так же происходит и во взрослом обществе: злы ущербные, те, кому не даровано познания и вкушения высоких вещей, Божественной правды. Они пусты и не ведают, чем и зачем живут; их не осеняет никоим образом, даже в малейшей степени, благодать, они покинуты Богом и еще и поэтому обозлены и лишены надежды.
И подвижники чутко улавливают ущербность злых. Человек вообще уязвим – было бы иначе, чего бы стоила его воля к жизни и свету, его радение и благие дела? — и первое, что делает сатана, по мысли И. Сирина, — он смущает душу:
…смущение отнимает обыкновенно вкус у смысла и понятливости и расхищает мысли. Смущение прилично назвать колесницею дьявола, потому что сатана имеет обычай, подобно ездоку, восседать на ум, брать с собой кучу страстей, с ними входить в несчастную душу и погружать ее в смущение.
В этом поэтическом отрывке о. Сирин очень верно описывает это искажение души смущением, ее сбили с пути, и мыслей нет, потому что благая мысль есть плод гармоничного ума, который одержим благим служением – а не просто «серых клеток, в которых ничего, кроме злых помыслов и хитрых комбинаций с целью наживы, никогда не зреет и не рождается. Описал – и узнал наш современный ум, так отличный от настоящего культурного интеллекта, не говоря уже о духоносном уме подвижника!..
Если нет в душе воли к благу, входит в нее смущение, искажение, неуверенность, и дьявольской силой утверждается воля творить зло.
И еще одно важное замечание. Говорят, зло бессильно перед силой добродетели, перед духовной волей. Наверное, так и есть: если в человеке жив Дух Божий, если он воистину чист и верует, вряд ли можно смутить его, сбить с толку; это было бы совершенно так, если бы не менялся так же и мир вокруг нас. А он меняется — и не в лучшую сторону. И мы должны помнить о всеобщем смущении, поразившем людей, о зле, которое стало привычным, ежедневно мощными потоками льется с экранов, — помнить и понимать, сколь великое испытание выпало нашей воле.