Упование

Антоний Великий указывал, что душа может быть подвижнической и в Боге, когда живет упованием, ожидает и надеется

Тогда вселяется в них Дух Божий. Когда же вселяется в них Дух Божий, то дает им покойными быть или покой вкушать во всех делах их и сладким соделывает для них несение ига Божия…

Этой радостью возрастает душа и является годною на все, или совершенною, и восходит на небо.

Упование связано с небесной радостью, предвкушением и уверенным приятием благодати.

Св. Макарий видит еще одну черту этого упования и надежды:

Человек по природе имеет предначинание, и его-то взыскует Бог. И поэтому повелевает, чтобы человек сначала понял, поняв возлюбил, и предначал волею…

Это предначинание – интенция, устремление по духовному пути, самая суть практической, конкретной, живой веры в Бога. Упование не фантазии, не сны, не пустая надежда, которой тешит себя человек от скуки и одиночества, — напротив, это тоже труд души, конкретное движение по пути веры.

Взывать и просить у Бога, уповать только на Него, ждать и получить Дар – главное условие восхождения, о котором пишут подвижники, и Макарий ясно говорит об этом в гл.75й:

Если же человек не приходит, не просит, не приемлет, то не будет ему пользы от чтения Писаний, а напротив того, соделывается он повинным смерти за то, что не восхотел от Небесного Царя приять дар жизни…

И ниже он дополняет:

Душа тому принадлежит, с кем в общении и единении она своими упованиями…

Иначе, наступает охлаждение: «Горе душе, ежели останавливается на своей только природе, не имея общения с Божественным…» Упование связывает меня с Господом, не дает оторваться и кануть в мирскую бездну.

 

Я вижу много острых проблем, связанных с надеждой, упованием. Вот, врач вылечивает больного; тот буркнул что-то и вышел – и исчез. Вот, учитель много лет тратит на то, чтобы зажечь в ученике жажду знаний, открыть ему миры, подарить прекрасные мгновения откровений… И в результате, мама ученика приходит в школу и устраивает скандал по поводу какого-то задания или двойки…

Неблагодарность – ужасный порок бездуховного человека, и у нас это на каждом шагу. А возникает она от отсутствия упований. Все дары такой человек воспринимает автоматически, не оценивая их – потому что не уповал, не молился, не ждал. И я уверен, неблагодарность – дитя безблагодатности и безнадежности, той тупой безнадежности мещанина, который не в силах оценить деяния или дара, потому что не ждет от жизни таких даров, его горизонт страшно узок – как скучно и пошло течет их жизнь и как трудно работать для таких людей!

3 января 2021
Оглавление