ГлавнаяМодернизмТулуз-ЛотрекИдея Анри де Тулуз-Лотрека 

Идея Анри де Тулуз-Лотрека 

буржуазный строй не производит культуру, ему свойственен паразитизм и суррогаты, однако он нуждается в культуре как одной из здоровых основ, потому что в нем самом есть иная основа – дикий хаос

и этот хаос грозит разорвать человека, обратить его в зверя, и нужно все время стремиться создавать условия равновесия, возможность возмещения, сублимации; поэтому, когда мы смотрим на пастели Лотрека, видно, что он ощущает этот хаос и мастерски его выражает

А. де Тулуз-Лотрек. Квадриль в Мулен-Руж

что такое Мулен Руж? – преобразование хаоса в маскарад, в зрелище: вы придаете такое значение своим делам и деньгам, так важны и надуты – а вот, попали сюда и стали частицей однородной веселящейся и хлопающей массы людишек

тут иные законы бытия, тут хаос есть хаос, и никто не пытается представить его светским обществом – и полетела пастель по листу, и вы превратились в шеренгу клоунов в веселом вихре!

тут нет директоров и шлюх, маклеров и певичек – тут все равны в вихре гениальной живописи: она умеет разрушить ваше мнимое величие, стирает различия и восходит на трон парижская девчонка со стройными ножками

все это зрелище нелепо, грубо, пошло, позы хамские, морды зверские — если его не облагородит это волшебство гаммы, и более того: господин слева, который залетел в этот вихрь совершенно из иного мира, держится естественно; тут не бывает смущения или сомнения

потому что это мир свободы, где теперь каждый сам по себе и отвечает за себя; в хаосе есть этот вольный ветер, недетерминированность (где, когда и с кем кому надо быть), и в самой композиции его картин бушует свобода: то персонаж спиной заслоняет полкартины, то платья больше, чем лица – все свободно, нет законов – хаос!

А. де Тулуз-Лотрек. Танец в Мулен-Руж

он переводит этот буржуазный хаос, это кипение алчи и мелких страстей, эту царицу-пошлость в иное измерение, в живопись, вот почему Лотрек становится одним из классиков новой эры

потому что эта сиена прекрасна, охра так здорово тяжелит гамму, и фон неожиданно лиричен, потому что он умеет все сделать красивым и поющим – и хочется воскликнуть: нет, г-да, вам не удалось превратить нас в алчущее быдло! – эта живопись восходит над кипящим бардаком как непобедимая мелодия красоты

пастель такая техника, что она отрицает реальность, перечеркивает ее; она резкая, легкая, не пытается передать точный оттенок, добивается эффекта дополнительным тонами, эскизна и потому строит бьющие пятна – выделяет главное

и вот, главным являетесь не вы, мсье, а ваша дама – все переворачивается! – достаточно сравнить его и Дега с нашим Репиным, который написал это жуткое полотно с членами ГОСУДАРСТВЕННОГО Совета!

эти маленькие шутливые перевороты — преддверие, и более того — идея той революции в искусстве, которая начинается в ХХ веке; и нам полезно понимать такие идеи, тогда станет логичным и более понятным все последующее

 

лица – маски; этим он по идеологии похож на Энсора, их стиль назвали — маскизм: тут колорит говорит простым языком цветов, тут тело заменило лицо, знаменательная и печальная замена; а лицо становится маской

и знаменитый культ безобразия на самом деле проявляет истинные ценности этого хаотического мира буржуа; и суть-то в том, что нет у них истинных ценностей, кроме купюр, тут все суррогаты, все маски

тут нужны грубые, простые кумиры, пошлость в полный голос диктует нравы и вкусы (как это так?! – очень просто: если шепнуть гадость, будет просто гадость, а вот если крикнуть во всю глотку, будет смешно и необычно – и ново и оригинально! — учитесь, месье)

и так является на пьедестале вместо красоты и гармонии размалеванная шлюха, тут теперь ценится не изящество и вкус, а гортанный выкрик, грубый жест, скабрезность, грубость, грубость… ну, впрочем, мы это видим на всех телеканалах каждый миг, банальность!..

а публика-масса, она уже навеки записана в полные дуры; кстати, что такое сегодняшний успех как не синтез вкусов публики? – и чем грубее и проще эти вкусы, тем пошлее эти нелепые вульгарные фигуры кумиров – они просто эмблемы, выражающие уровень культурного падения 1

лица словно смяты вихрем, которым одновременно все обнажается – парадокс этой странной современной жизни, где люди научились уходить в себя, беречь интимные миги настоящего бытия, отдыхая от бешеного круговорота, стремительного и бессмысленного хаоса

 

в этой резкости свободного штриха – новая эстетика: диван, комната, весь мир летит к черту, месье изображен штрихами, в этом мире он призрак, тут царствуют свечения и свободная линия, которая устанавливает новые измерения

интересно то, что этот гениальный природный рисовальщик (вещь крайне редкая – в основном, все наученные) вовсе не старается найти оптимальную красивую гамму, и это принципиально отличает его, например, от Дега: у Лотрека царит рисунок, краски лишь поддерживают линии

эти бурые тона, эта охра и умбра, согласитесь, не производят впечатления особой свежести, и потому линия его, чаще цветная, обретает необычайную энергию и убедительность; и тут спины говорят больше и красноречивее лиц

то есть, важно отметить: это был не только гениальный рисовальщик, умевший бесконечно творить живую линию, которая умеет летать, он еще умел так построить композицию, что рисунок становится основным ее элементом

А. де Тулуз-Лотрек. Женщина в корсете

эта смелая размашистая линия, кажется, не повинуется вообще никаким законам, даже законам самого рисунка, не говоря уже о ваших привычных представлениях и салонных стереотипах

в ней есть энергии разрыва, отрыва и взлета, она отвергает зависимость от реальности и вовсе не выражает сущность происходящего: характерные острые штрихи разом передают характер, однако идея не в нем – а в этом решительном жесте, всплеске кружев или света

тут Искусство низвергает ваш мещанский мирок, умея найти в любом миге настоящую живую жизнь – так происходит становление нового стиля, который нашел гениальное воплощение в его плакатах

А. де Тулуз-Лотрек. Японский диван

в общем, этот художественный хаос есть не воплощение, а преображение, превосхождение быта, прорыв к Космосу, и вот суть настоящей буржуазной культуры (тут словосочетание сомнительного толка, ибо в нем слова-антиподы): она производит и поддерживает искусство, отвергающее самую суть ее идеологии, ее самое

и таким образом она строит будущий этап собственного развития, весьма мудрое и необычное сооружение в истории культуры

***

возможно, следует разделить символизм как стиль и как философию: стиль связан со всеми этими неясностями и намеками, думками и бледнолицыми девами – мир грез, Метерлинк etc. – однако он же написал «Слепых», и вот это уже другой символизм – это философия жизни, тут содержание, тут значения

стиль вошел в арсенал мировой культуры, он понятен и является предметом обсуждения в школах искусств; а вот философия пока мало изучена, и феноменализм от символизма, к примеру, отличить не так просто

живопись часто дает ключ к пониманию разницы, так, сравнение того же Редона с Лотреком, при всей их несхожести и разности, выявляет именно эту грань между стилем и философией


1. Для меня, всегда было вопросом, что такое настоящий символизм: потусторонние, странные и отрешенные лица и цветы и дымки — или такие вот гениальные и точные эмблемы мира сего? – тут есть о чем поразмыслить аналитику; тот символизм спиритизмом пахнет, а у англичан в нем манерности больше, чем собственно смысла, значений…

30 ноября 2019

Показать статьи на
схожую тему: