Идея Анри де Тулуз-Лотрека
буржуазный строй не производит культуру, ему свойственен паразитизм и суррогаты, однако он нуждается в культуре как одной из здоровых основ, потому что в нем самом есть иная основа – дикий хаос
и этот хаос грозит разорвать человека, обратить его в зверя, и нужно все время стремиться создавать условия равновесия, возможность возмещения, сублимации; поэтому, когда мы смотрим на пастели Лотрека, видно, что он ощущает этот хаос и мастерски его выражает
что такое Мулен Руж? – преобразование хаоса в маскарад, в зрелище: вы придаете такое значение своим делам и деньгам, так важны и надуты – а вот, попали сюда и стали частицей однородной веселящейся и хлопающей массы людишек
тут иные законы бытия, тут хаос есть хаос, и никто не пытается представить его светским обществом – и полетела пастель по листу, и вы превратились в шеренгу клоунов в веселом вихре!
тут нет директоров и шлюх, маклеров и певичек – тут все равны в вихре гениальной живописи: она умеет разрушить ваше мнимое величие, стирает различия и восходит на трон парижская девчонка со стройными ножками
все это зрелище нелепо, грубо, пошло, позы хамские, морды зверские — если его не облагородит это волшебство гаммы, и более того: господин слева, который залетел в этот вихрь совершенно из иного мира, держится естественно; тут не бывает смущения или сомнения
потому что это мир свободы, где теперь каждый сам по себе и отвечает за себя; в хаосе есть этот вольный ветер, недетерминированность (где, когда и с кем кому надо быть), и в самой композиции его картин бушует свобода: то персонаж спиной заслоняет полкартины, то платья больше, чем лица – все свободно, нет законов – хаос!
он переводит этот буржуазный хаос, это кипение алчи и мелких страстей, эту царицу-пошлость в иное измерение, в живопись, вот почему Лотрек становится одним из классиков новой эры
потому что эта сиена прекрасна, охра так здорово тяжелит гамму, и фон неожиданно лиричен, потому что он умеет все сделать красивым и поющим – и хочется воскликнуть: нет, г-да, вам не удалось превратить нас в алчущее быдло! – эта живопись восходит над кипящим бардаком как непобедимая мелодия красоты
пастель такая техника, что она отрицает реальность, перечеркивает ее; она резкая, легкая, не пытается передать точный оттенок, добивается эффекта дополнительным тонами, эскизна и потому строит бьющие пятна – выделяет главное
и вот, главным являетесь не вы, мсье, а ваша дама – все переворачивается! – достаточно сравнить его и Дега с нашим Репиным, который написал это жуткое полотно с членами ГОСУДАРСТВЕННОГО Совета!
эти маленькие шутливые перевороты — преддверие, и более того — идея той революции в искусстве, которая начинается в ХХ веке; и нам полезно понимать такие идеи, тогда станет логичным и более понятным все последующее
лица – маски; этим он по идеологии похож на Энсора, их стиль назвали — маскизм: тут колорит говорит простым языком цветов, тут тело заменило лицо, знаменательная и печальная замена; а лицо становится маской
и знаменитый культ безобразия на самом деле проявляет истинные ценности этого хаотического мира буржуа; и суть-то в том, что нет у них истинных ценностей, кроме купюр, тут все суррогаты, все маски
тут нужны грубые, простые кумиры, пошлость в полный голос диктует нравы и вкусы (как это так?! – очень просто: если шепнуть гадость, будет просто гадость, а вот если крикнуть во всю глотку, будет смешно и необычно – и ново и оригинально! — учитесь, месье)
и так является на пьедестале вместо красоты и гармонии размалеванная шлюха, тут теперь ценится не изящество и вкус, а гортанный выкрик, грубый жест, скабрезность, грубость, грубость… ну, впрочем, мы это видим на всех телеканалах каждый миг, банальность!..
а публика-масса, она уже навеки записана в полные дуры; кстати, что такое сегодняшний успех как не синтез вкусов публики? – и чем грубее и проще эти вкусы, тем пошлее эти нелепые вульгарные фигуры кумиров – они просто эмблемы, выражающие уровень культурного падения 1
лица словно смяты вихрем, которым одновременно все обнажается – парадокс этой странной современной жизни, где люди научились уходить в себя, беречь интимные миги настоящего бытия, отдыхая от бешеного круговорота, стремительного и бессмысленного хаоса
в этой резкости свободного штриха – новая эстетика: диван, комната, весь мир летит к черту, месье изображен штрихами, в этом мире он призрак, тут царствуют свечения и свободная линия, которая устанавливает новые измерения
интересно то, что этот гениальный природный рисовальщик (вещь крайне редкая – в основном, все наученные) вовсе не старается найти оптимальную красивую гамму, и это принципиально отличает его, например, от Дега: у Лотрека царит рисунок, краски лишь поддерживают линии
эти бурые тона, эта охра и умбра, согласитесь, не производят впечатления особой свежести, и потому линия его, чаще цветная, обретает необычайную энергию и убедительность; и тут спины говорят больше и красноречивее лиц
то есть, важно отметить: это был не только гениальный рисовальщик, умевший бесконечно творить живую линию, которая умеет летать, он еще умел так построить композицию, что рисунок становится основным ее элементом
эта смелая размашистая линия, кажется, не повинуется вообще никаким законам, даже законам самого рисунка, не говоря уже о ваших привычных представлениях и салонных стереотипах
в ней есть энергии разрыва, отрыва и взлета, она отвергает зависимость от реальности и вовсе не выражает сущность происходящего: характерные острые штрихи разом передают характер, однако идея не в нем – а в этом решительном жесте, всплеске кружев или света
тут Искусство низвергает ваш мещанский мирок, умея найти в любом миге настоящую живую жизнь – так происходит становление нового стиля, который нашел гениальное воплощение в его плакатах
в общем, этот художественный хаос есть не воплощение, а преображение, превосхождение быта, прорыв к Космосу, и вот суть настоящей буржуазной культуры (тут словосочетание сомнительного толка, ибо в нем слова-антиподы): она производит и поддерживает искусство, отвергающее самую суть ее идеологии, ее самое
и таким образом она строит будущий этап собственного развития, весьма мудрое и необычное сооружение в истории культуры
***
возможно, следует разделить символизм как стиль и как философию: стиль связан со всеми этими неясностями и намеками, думками и бледнолицыми девами – мир грез, Метерлинк etc. – однако он же написал «Слепых», и вот это уже другой символизм – это философия жизни, тут содержание, тут значения
стиль вошел в арсенал мировой культуры, он понятен и является предметом обсуждения в школах искусств; а вот философия пока мало изучена, и феноменализм от символизма, к примеру, отличить не так просто
живопись часто дает ключ к пониманию разницы, так, сравнение того же Редона с Лотреком, при всей их несхожести и разности, выявляет именно эту грань между стилем и философией
1. Для меня, всегда было вопросом, что такое настоящий символизм: потусторонние, странные и отрешенные лица и цветы и дымки — или такие вот гениальные и точные эмблемы мира сего? – тут есть о чем поразмыслить аналитику; тот символизм спиритизмом пахнет, а у англичан в нем манерности больше, чем собственно смысла, значений…