ГлавнаяМодернизмСутинЧужие города…

Чужие города…

 

на самом деле, так же он писал и свои «Смиловичи», по памяти, резко и безумно бросая куски краски на холст; для художника любые города — чужие

иногда мне кажется, что у него драма, и когда он пишет город, трагическое мироощущение обостряется, и какая-нибудь клумба или заросли, полные маков, способны зажечь этот огонь, из которого уже не вырваться…

 

последняя иллюзия

экспрессионизм начинается с Ван-Гога, ибо историки искусства любят строить художников в ряд и рисовать схемы; на самом деле художники желают оставаться самими собой и никуда не встраиваться, в этом их суть; поэтому все течения, школы, измы – условность и легко могут быть оспорены

следует вглядеться в каждое лицо; например, мягкий рисунок Ван-Гога, у которого, кажется, иногда, вся картина написана одной волнистой линией, совершенно лишен взрыва, и там бурлит цвет, высокая фактура, но кажется, экспрессия не главное…

Сутин, Шиле, Нольде – вот настоящая экспрессия, там, напротив, торчат углы, рушится модель, выразительность затмевает все – крик, буря цвета, обнаженность; все-таки время оказывает свое действие: они ведь жили в другую эпоху, наступил страшный век, и это пророчество

это эпоха эксцесса; в такое время одно искажение тотчас влечет другое, третье, идет мультипликация уродств; людьми овладевают массовые стремления, паранойя, агрессивность; они впервые вовсе не стремятся к гармонии – напротив, она гнетет, ибо их расшатанное сознание уже не подлежит цельности

человек теряет самобытность, и внешне общество становится главным, идет бурное развитие всяких общественных движений – от эмансипации до революций – на самом деле это зависимость, общность поневоле, а значит ненадолго, все более растущая зависимость, все эти частицы куда-то тотчас притягиваются (напоминает процессы космические)

и человеку в такой ситуации все труднее обрести себя, как нашим молодым, которые перестали видеть, слышать, понимать, совершенно не ведают ни призвания, ни судьбы – все затмила информация, и жизнь строится по трендам и модам

напряженность иллюзий в таком обществе предельная, и само «общество» — иллюзия, его уже нет; алкоголь уже не действует, нужен героин, последняя иллюзия на пути в небытие

иллюзия совершенного общества, свободы, иллюзия мира (а вокруг войны, но их как бы не замечают, они просто информационный факт), иллюзия разума, справедливости, культуры, иллюзия демократии как самый ядовитый миф для идиотов – ни слова правды, и к этому уже привыкли

и за декорациями «общества» копится эта дикая энергия разрушения; иногда она выплескивается на улицы, ее разгоняют водометами, но глубина противоречий такова, что все ждут катастрофы… сегодня Сутин никого бы не удивил, так всегда с великими пророками

 

и тут не только город, но весь мир у него как бы трясется, и пейзаж – это мир, верно сказано… ну а что такое этот ваш мир, это слово, которое вы произносите так высокопарно и с придыханием? – дерьмо —  вот что он такое, и не первой свежести; тоже мне, великие дела…

да я пальцем не шевельну, чтобы копировать этот ваш дерьмовый «мир», потому что настоящий мир – это космос, а у вас – хаос, мелкий и ничтожный, так что перед художником непростая задачка; а поэтому сначала – всегда и прежде всего – правда

механическому, материалистическому, «реализму» он противопоставляет чисто человеческое, нервное и трагичное восприятие переломной эпохи

Х. Сутин. Человек в голубом на дороге

сама природа сливается с ним в каком-то экстазе – тут нет равнодушных, и впечатление, что даже камни говорят, — и сама гора вдруг взвилась и заметалась – никакого покоя!..

Х. Сутин. Пейзаж в Каннах

а вот это просто совершенство…

немыслимое сочетание устойчивости композиции с сутинским размахом, и тут есть это взмывание ввысь; это безусловно самое мощное продолжение и развитие вангоговской линии в живописи

я думаю, каждый настоящий художник – как бы он сам ни писал и какие бы идеи ни имел на этот счет — посмотрит и вздохнет: хотелось бы встать за этюдник и вот так плескать краску! – и выразить все, все… но всегда что-то мешает, и часто это банальный здравый смысл

я хочу заметить, что на фоне этой живописи многое начинаешь понимать в себе самом; потому что когда пишу о противоречиях и слабости, иллюзиях и зависимости, это все не про ворону на заборе…

Х. Сутин. Пейзаж с кипарисами

такой живописи трудно задавать вопросы – по поводу этого мутного колорита, этой вечно грязной – будто невымытой – охры, или насчет падающих домов; дело в том, что он танцует на грани реальности и искусства, претворяя первую во второе

поэтому тут, строго говоря, нет ни того, ни другого; на любой вопрос он может ответить: мое чувство, мой импульс, моя речь, мой припадок, мое видение, и я вдруг замолкаю: вопрошаю самого себя, а существует ли мое видение и мой припадок – или я давно забыл уже, как это делается?..

мы слишком многое воспринимаем автоматически; обзываем кого-то зомби, с полным основанием клянем ящик, но сами… сами идем той же дорогой, потому что очень трудно современному человеку удержаться на уровне субъекта

Х. Сутин. Ветреный день в Оксере

этот потрясающий пейзаж, ставший его визитной карточкой, демонстрирует вихревую свободу кисти – деревья словно решили прорваться сквозь непроницаемые небеса, и кажется, в какой-то момент он вообще бросил компоновать – взял да шуранул кистью по холсту!..

какая тут мысль?

чего стоит мысль, чего стоит вся ваша философия, если она не дает мне свободы; многие теперь научены, усвоили наконец какие-то основные идеи века, только эти идеи в их сознании больше походят на гири — тут я позволю себе подробно ответить на вопрос о том, что дает такая живопись и почему я вижу в ней настоящие идеи и что это за идеи; просто, в качестве примера, без всякого пафоса:

люди в России пытаются найти какое-то человеческое содержание в совке – ну, было же там что-то живое, ведь живые люди любили, дружили и пр. – и эти попытки никак не могут принести хотя бы грамм правды или жизни, просто ужас берет… сплошная стратегия отвержения всего и вся – в лучшем случае – или откровенная пошлость совкового мещанства

нет творческой силы, а потому нет развития – только разрушение, холодный скепсис, обратная сторона совка – и некому строить, потому что для этого нужна та самая воля к власти

а без нее и физическая власть ничего не может сделать, потому что при помощи анекдотца не строят – только разрушают; и художники – сплошь подражатели; нет творческой силы – и вот глядя на полотна Сутина, я ее вижу воочию – никакого сомнения!

и вот эта жизненная сила, которая иному может показаться банальностью, в наше время и вышла на первый план: у нас все эти махины – общество, политика, «большая игра» и пр. мерзости – заслонили человека, а на этой картине человеческая страсть, человеческий жест – перечеркивают ваш вонючий мир!

6 апреля 2020

Показать статьи на
схожую тему: