Эгон Шиле. Трагический эротоман
А на стене рана может не заживать долго.
Они часто прибегают к этому средству.
С ужасом и дурнотой замечаешь, как на пустынных стенах
болят такие вот странные раны.
Анри Мишо
I
есть вещи легкие для живописи, например, вы видите некий вид, и он превращается довольно легко, при умении, в приличный пейзаж, уравновешенный и приятный для глаза; есть вещи трудные, таковы эротические сюжеты, тут мы находим очень мало настоящей выразительности
видимо, на то есть причины: острая чувственность, эротическая ситуация и для пера трудно уловимы, тут особый нужен талант, а уж для рисовальщика тем более; второе – общественная мораль, которая совершенно не терпела таких штук; третье – это все-таки некий покров, который был всегда наброшен на эти темы
Аретино был самым знаменитым эротоманом, именно его, т.е. рисунки Караччи Казанова показывает молодым девушкам, и все это сегодня кажется просто невинностью, и даже никто не скажет, что это вообще эротика: гармония, любовь, античная идиллия…
кажется, сам смысл эротизма стал проявляться гораздо позже, и это парадокс: именно теряя эротику, люди стали понимать ее ценность и настоящее значение; однако я вдруг осознаю, что так же происходило и с жанром портрета, да и с самой живописью в целом: ну, разве в 17 веке, в пору бурного расцвета школ, кто-нибудь мог бы предположить, что за картину будут платить цену целого городского квартала!..
итак, теряя, начинаем осознавать, и в этом не только нет ничего необычного, но наблюдаем тут некий закон ценности: она сначала формируется и развивается, переживает апогей и исчезает, в этот момент искусство фиксирует ее, затем уже она формулируется (и попадает в музей)
19 век – это черта, за которой начинается полное обнажение и сексуальная революция: люди остро чувствуют эротику, не зная еще другого закона, согласно которому культура есть симбиоз и не терпит перекосов; она хранит, питает и возвышает самые разные человеческие страсти, пороки или увлечения, однако любой сильный акцент, увлечение чем-то одним приводит к вырождению
знаменитый маркиз и стал признаком такого вырождения эротизма в садизм, он просто подробно и досконально описывает это в становлении своих бесноватых героинь, намечая как бы путь эволюции всего человеческого чувствилища – отчего и стал столь знаменит в среде мыслителей
Барт прямо пишет, что «Сад не эротичен», а все им описанное невозможно в реальной жизни; это безумие садизма, больная фантазия эротомана взаперти, некий символ эротомана вообще, потому что любой из нас в этом положении оказывается одиноким и преданным безжалостной фантазии
а мир не может ответить нам, не дает удовлетворения, не умеет и не желает реализовать наши фантазии; маркиз де Сад – символ вечной невозможности, вечного разрыва между фантазией и реальностью, запрет на самые интимные фантазии и печать той страшной бездны, которая клубится в человеческом сознании – и которую нельзя «взять и запретить»
парадоксально, его романы и соответствующие им циклы иллюстраций, наполнившие нынешние монографии по эротике, просто уничтожают всякую эротику: эти монотонные оргии без всякого человеческого смысла и желания – предупреждение людям о тех самых перекосах, которые мы упомянули выше; не подействовало…
видимо, людям не дано остановить процессы в культуре, в развитии чувств и интеллекта, и человек должен пройти определенные круги культурной эволюции – проблема интересная и сложная…
вы можете водить любые табу – все равно люди их опрокинут в своем неудержимом движении – куда? – к какой цели? – к какому образу? – нет ответа; мне только ясно одно: это развитие не приводит к улучшению нашего сознания, к углублению чувств и интеллекта, и даже к диверсификации удовольствий, которые и стали основной целью и смыслом жизни современного либертена
II
ну, а в ХХ веке первое место тут занимает Эгон Шиле
этот молодой австрийский экспрессионист, кончивший жизнь трагически, обладал удивительным художественным талантом
его нервный живой рисунок неповторим и сразу узнаваем; само тело у Шиле никогда не бывает цветущим, гладким – оно словно истощено страстями и испытаниями, хранит отпечаток жизненных бурь, и в нем осталась одна энергия – энергия желания
в этой художественной модели, в этой его теме есть глубокий социальный смысл; тут перед нами люди, утерявшие всякие надежды на осуществление своих личных амбиций, мечты, фантазии; в их очах безнадежность, их тела – тела жертв
они предрешают то, что сегодня – и с еще меньшим основанием – мы называем эротическими фотографиями или картинами: у Шиле у первого люди просто демонстрируют запретные части тела: они больше ничего не могут предложить; женщина стоит, подняв зад; или она лежит, просто расставив ноги
его женщины зовут мужчину голодными взглядами, однако никто к ним не придет: это какой-то вечный зов, на который нет ответа: человек остался один, в современном мире никто не услышит, не пригреет его, страшное одиночество и обреченность среди комфорта цивилизации
нет тепла, нет общности, фигуры распластаны – будто распяты перед нами; и это ясное пророчество
возникают странные сюжеты: вот, девушка обняла саму Смерть, ведь недаром говорят, что секс подобен смерти – да, теперь это именно такой секс, в котором люди спешат быстрее дойти до конца, грубо овладеть, поразить силой, а то и насилием, выбить крик, убить!..
в каком-то смысле, его изумительная техника, эта сочная гамма и вспышки уподобляют их тела и лица глыбам гранита, этим камням вокруг, словно и вся цель жизни состоит именно в том, чтобы сжечь это тело и стать камнем, стань снова прахом, прахом бывший…
там у него есть рисунки, автопортреты, где впечатление, что парень стоит весь в крови после кастрации; странный эротизм, однако…
в определенной степени, эти истощенные фигуры полны неиссякаемой эротической энергии, которая не находит выхода
предельная чувственность, желание истощает, превращает человека в одну мысль, одну фантазию, тело – в струю огня; почему ей нет выхода? – в чем драма? – и вот тут мы находим удивительные интуиции, настоящие прозрения…
человек обнажился – и это стало кошмаром, и финалом
III
наша культура была суммой умолчаний и ритуалов, символов и мифов, и образованный человек 19го столетия еще умел сохранить чувство собственного достоинства; да, вокруг было много разных нелепостей и зла, где-то цвело еще рабство, кто-то воевал напропалую убивая себе подобных и пр.
однако система умолчаний и мифов (культура) помогала ему сохранить некую вселенную значений, некий заветный мир, куда не проникало это зло, этот кипящий социум, одержимый дурными страстями – там цвела чудесная эротика, властвовали благоухающие дамы в кружевах, выходили гениальные романы и поэты пели свои идиллии
это все был миф – не в смысле нереальности, а в смысле немыслимой полноты, невозможной в реальной жизни (так жили немногие)
и вот, наступила другая эпоха: капитализм не имеет и не желает иметь никаких иных ценностей, кроме денег (это мы теперь понимаем хорошо и на конкретных примерах), он разоблачает все эти мифы, развенчивает и уничтожает культуру (в наше время это отлично сделала сеть)
какой выход? – она может тихо умереть, спев лебединую песню, а может породить другую эстетику – эстетику бунта и отвращения, философию протеста, возродить метафизику, снова обрести мир неведомый…
Шиле не сумел удержаться на этой незримой черте; его жизнь шла под откос… вместе с жизнями тысяч других людей – наступала большая война как логичный апофеоз описанной эпохи (опасно жить в мифе)
на его рисунках военной поры любовники словно цепляются друг за друга, прижатые к какому-то жуткому кругу, который вращается и грозит разбросать их в разные стороны – всегда странное впечатление, словно это последнее земное объятие…
к какому выводу это приводит? – да к очень простому: признанные эротоманы, «мастера эротики», не обладали эротикой, совершенно другим дышали и выражали скорее отчаяние и обреченность, чем цветущий земной эротизм
потому как этот эротизм – большая ценность, чудесная высокая игра, в которой сплелись все чувства, и люди теряют эту ценность вместе с прочими: все эти революции, войны, экономический рост и бум потребления не проходят даром
дрожат эти нагие истощенные тела, дрожат и трепещут отражения кораблей на вечерней воде порта; сколько обреченности и боли, сколько отчаяния и страдания в творениях лучших, самых чувствительных из нас!..