ГлавнаяМодернизмШилеЭгон Шиле. Боль ветвей

Эгон Шиле. Боль ветвей

«Осенний пейзаж души…»

Когда сравниваешь растительные мотивы у Климта и его ученика Шиле, возникает полная противоположность, и именно в этих сюжетах выявляется разительный контраст двух направлений. Узоры Климта, его растительные орнаменты не несут почти никакой смысловой нагрузки – у меня возникает ощущение, что он просто отводит душу, когда пишет эти бесчисленные цветочки: художники знают такие состояния…

У Климта растительный мотив всегда говорит о изобилии, о золотых плодах райских садов, о кипящей фантазии, о мире ином. У Шиле он всегда говорит о земном.

Э. Шиле. Сливовое дерево

Он оставляет много воздуха, много серого неба. В венском музее висит большая картина, на которой одна только ветка повисла в этом сером пространстве, и она так трепетна, так ломка и нежна, что возникает совершенно пронзительное ощущение, что это мыслящее и страдающее существо.

В Историческом музее Вены огромный – в полтора метра высотой – подсолнух черными корнями оплетает алую землю, он компактно – словно скромничая – сложил листы и тайна гнездится в его черной макушке: это не подсолнух, а голова человека, усталого путника под тем же серым небом…

Э. Шиле. Осенние деревья

«Осенние деревья» (1911) мне почему-то напоминают его обнаженные эротичные фигуры, которые лежат, расставив ноги; эти тонкие деревца словно выставлены на бугор, демонстративные подпорки не спасут их – им суждено пасть и погибнуть на этом пустыре, где бойко разрослись мелкие цветочки…

Эти деревья тоже блистают золотой листвой, однако она не меняет общего ощущения. Их судьба и впрямь как судьба человека, который приходит под эти серые небеса, чтобы воплотить свои мечты и идеалы, создать что-то, однако слаб, тонок и еле слышен его голос.

Деревья колеблются на ветру — они тут возникли будто бы на единый миг, так тонки и слабы их стволы. Подпорки не спасут – им суждено пасть. Жизнь слаба и не может утвердить себя в мертвом пейзаже мира сего, мира, обреченного на заклание…

В этом плане дерево на картине 1909 г. – как миг живой красоты – как вызов мертвому миру.

Он превращает дерево в связку драгоценностей, и, не теряя своей реальной конфигурации (это дерево, и его не спутаешь ни с чем), оно обретает статус волшебника, творца. Тут есть влияние Климта.

Однако у Шиле больше силы, больше мощи. Это экспрессионизм. Своими тонкими ветвями, ломкими сучками оно объединяет пейзаж, оставляя огромное пустое пространство – и так он строит антитезу внутренней полноты и композиционной пустоты… Глядя на это дерево, я начинаю понимать пафос его эротики – вот что такое цельное гениальное творчество — это беззащитность одержимой чувством души, это пронзительное одиночество человека, трепетного дерева среди каменной равнины.

Я теперь иначе смотрю на любой пейзаж. После этих осенних деревьев Эгона Шиле, этой боли ветвей и криков обреченных листьев — меня не интересует пейзаж, в котором выражена торжественная гармония природы: я ищу вопросов, моих сомнений и боли, надежды и веры. Пейзажи Лоррена теперь не скажут мне ни о чем.

Это не рисунки деревьев – художника не интересуют ветки или стволы, камни или города — его интересует совершенно другое. Он пишет человека. Это тот же вечный миф о творце, единственный миф, который по-настоящему волнует любого художника. Потому что он никогда не свыкнется с мыслью о том, что рожден в этом мире с великим талантом, живой, трепетной, глубокой душой – чтобы принести плоды и сгинуть навеки в пустоту!

Кому нужны эти плоды, кто увидит и оценит эту красоту? Как это чудовищно несправедливо, если смотреть на ситуацию глазами мыслящего человека! Но художник должен уметь смотреть на нее и глазами спокойных и величавых деревьев…

И он пишет тонкие, влажные деревца, ломкие, трепетные ветки, которые словно кричат о невозможном, оставляя самые человеческие вопросы – вопросы без ответов.

И вспоминаются строки Гумилева, глубочайшего из наших поэтов, который мечтал величаво «подниматься в вышину», как деревья, и завидовал их мощной стати и вечной жизни. И точно так же протянулись хрупкие ветки Шиле, говорящие нам о любви, Космосе и жизни бесконечной.

21 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: