ГлавнаяМодернизмМироХуан Миро. Феномен знания

Хуан Миро. Феномен знания

существует история знания – в самых разных областях – и кажется, это придуманная штука; на самом деле есть мистика, и даже метафизика, знания, и она гораздо менее нам понятна

знание обладает сложной природой, и ее только постепенно начинают понимать те, кто значительно продвинулся по этому пути; однако, соответственно, именно они понимают, насколько бессмысленно открывать эти вещи прочим…

во-первых, знание уже существует; этот тезис может показаться банальным, однако вдумайтесь: вы ничего не придумываете, не создаете, лишь открываете – наподобие того, как вы открываете консервную банку, — и вы можете неправильно открыть, вообще не открыть, все же тут не банка…

во-вторых, в нем заложена модель понимания, то есть тут не только идея, но и способ прочтения и интерпретации, механизмы реализации и следствия и многое другое

мне оно более напоминает огромный набор программ, в которые заложены время, лицо, место, следствия открытия, а также условия, которые необходимы, чтобы это знание было передано или преподано кому-либо другому; и это невозможно сделать, если не пришло время и не сложились условия

а так не должно было быть, если бы знание представляло собой обычную линейную стандартную (или не стандартную) информацию

в этом плане, учение известного ребе о том, что вот, ты понял эту мысль – передай ее тотчас другому, — сначала казалось мне вздорным, потому что преподавать подобные вещи может только умудренный человек; однако с этой позиции мистической программы знания, именно так и следует поступать

потому что эти евреи были людьми одного круга и условий жизни, их сознание и опыт были одной культуры, более или менее идентичны, так что в этом плане простые познания в области Торы могли быть им переданы другими, такими же как они сами

все это сводится к тому, что ты не можешь вещать о сложных гуманитарных вещах, идеях, на случайно собранную группу или класс; я лично делал это вовсе не для того, чтобы научить юных сих каким-то темам из истории культуры: я вел исследование, мне нужен был стимул, а они присутствовали и хлопали ушами

потому что интуитивно я всегда ощущал, что здесь и сейчас никакое серьезное познание теоретически невозможно, его просто не может случиться ни при каких условиях, а тем менее в современной России

Х. Миро. Человек, бросающий камень в птицу

тут все мажут одной краской, тут грубое сознание, и относительно Миро, например, максимум до чего они дошли – это что «он пишет портрет Бога», общие слова без всякого смысла; ну, посмотрите, какой же это Бог… это растерянный человек перед космосом

только эта растерянность сродни тому знаменитому изумлению, с которого и начинается настоящая философия – что в 5 веке до н.э., что в 21м, сегодня – и такой человек способен ступить на твердую почву настоящей реальности

а можно сказать, что Логос – самое реальное понятие, которое я знаю и как-то могу представить: космическое — или всеобщее, цельное знание существует, но это не означает, что мы им овладели; эта тема достаточно часто является сейчас в самых разных жанрах и интуициях

например, в живописи часто вы видите минимализм, вы созерцаете некую пустоту, в которой светит Знак, и это не изобретение ХХ века

и в древности люди подозревали – по обрывкам знания, по гениальным прозрениям и духовным прорывам – о существовании этого Логоса, о существовании Бога, по-разному называли знание, однако никогда не претендовали на полноту овладения им; так же делают и современные мудрецы

открытие Логоса требует определенных условий от среды, от человека, времени и пр., и это не всегда сходится: гений приходит рано, знание пропадает втуне, мучит и убивает его – наша история полна таких ситуаций, когда «тощий плод, до времени созрелый…» и пр.

я вижу в современной России половодье самых разных знаний, которые ничего не меняют в общей духовной, точнее, бездуховной, ситуации, состоянии среды, уровне жизни и культуры людей

 

особенно это относится, видимо, к высшим ступеням познания, где происходят сложные процессы угасания, расцвета, прорыва и пр. в общем мистическом, непостижимом для нашего ума процессе формирования цельного знания

современная живопись – пример такого знания; это знаковое письмо нового уровня, владеющее механизмами сложного синтеза значений, способное строить проекции совершенно нового качества и глубины

такой знак часто прост, однако выводит в совершенно новый горизонт более сложной интуиции, более цельного мироощущения

Х. Миро. Собака, лаящая на луну

«Собака, лаящая на луну» — картина Миро, где речь идет вовсе не о собаке, разумеется, — и уж точно не о боге — это я себя ощущаю этой собакой, строя простые лестницы в небеса…

мы стали слишком самонадеянны, убогое претенциозное образование ослепляет нас, лишая последних крох критического самосознания; ну а разного сорта махинаторы, полуграмотные, но прыткие говоруны, жрецы местного разлива с готовностью оформляют нас в «великую культуру», из грязи в князи…

разные открытия и достижения – то, что мы полагаем особыми достижениями человечества, «триумфами разума» и пр. чепуха – сделали нас пустыми, пошлыми и чванливыми недоумками, утерявшими таинство знания, уважение к нему (почему дети не хотят учиться?.. почему они не читают?.)

возможно, такая живопись дана нам для прозрения

тут нужно не только развитое умозрение, интенция, вкус, определенное воспитание, но человек должен быть достаточно развитым, чтобы понимать значение и смысл знака, знаковых систем – а это дано очень немногим даже среди людей с гуманитарным образованием (которое чаще просто мешает, создавая глупые иллюзии)

такое знание, когда оно приходит, может изменить судьбу человека, перевернуть его сознание – при условии, что он готов к таким переменам, его интенция их жаждет, а интеллект готов пожать плоды этих трудов

чаще происходит иначе: ты можешь добиться потрясения, изумления, однако этим дело и ограничивается, ибо для указанной готовности нужен слишком высокий уровень развития, чего нет и быть не может в слабо развитых культурах

поэтому такое искусство и такой анализ – самые ясные и наглядные индикаторы уровня развития и субъекта и данной культуры в целом

знание – это тайна

история знания – науки, искусства, философии – строит логичные, чисто человеческие и понятные линии эволюции знаний, которые должны доказать сознательное человеческое совместное усилие и восхождение к цельному знанию; такую иллюзию создает, в основном, физика и другие естественные науки

но в современном мире мы видим, что настоящее знание имеет иную природу; мы оказались в ситуации, когда в гуманитарной сфере – то есть, на главном направлении, там, где мы познаем, кто мы и что мы, на самом деле знаем, — фикции, суррогаты полностью заполонили наше сознание

параллельно шло стремительное уничтожение тайного знания, отказ от метафизики и религии, и на самом деле человеческое сознание становилось все более плоским, порождая ту скуку и пошлость, от которых сегодня нет спасения 

когда я смотрю на картины Миро, я осознаю эту ситуацию с полной силой живой интуиции истинного знания, словно чем более я читаю и смотрю, общаюсь, осознаю, тем скорее этот синий Космос удаляется от меня

на самом деле, видимо, наступает эпоха синтеза: отдельные знания, сведения, открытия и прозрения должны соединяться в сознании живого, мыслящего, эрудированного человека, порождая элементы цельного знания; это не угасание, а новый этап восхождения, которое предвидели, например, русские мыслители ХХ в., развивавшие активно эсхатологию

и тысячи гениев, мечтавшие в древности о летающих людях, строившие сложное умозрение, жившие духовной жизнью, оставившие нам тайные знаки, которые и сегодня мы не можем расшифровать, — были ранними пришельцами из мира Логоса, в который люди когда-то войдут

если уцелеют 

Х. Миро. Голубое II

15 мая 2018

Показать статьи на
схожую тему: