ГлавнаяМодернизмМироХуан Миро. Мы дети?

Хуан Миро. Мы дети?

у Ницше есть много совершенно нелепых вещей, просто глупости, такова, видимо, цена стремительного умудрения; вот пример:

уже сам по себе художник есть отсталое существо, остановившееся на ступени игры, которая принадлежит юности и детству… 1

далее он ставит в пример Гомера(!); нелепо, конечно, однако этот мыслитель всегда попадает в тему, находит острый смысловой узел и потому требует внимания

и в самом деле, и тут его рационализм, полное отрицание мистики и религии находят интересный вопрос (я даже думаю, что любое резкое отрицание банального неизменно выносит вас в интересный вопрос):

художники с их беспечностью и замкнутостью, странным поведением и интересом лишь к одному и правда напоминают если не детей, так юношей в процессе взросления

однако тут мне приходит в голову совершенно иная мысль: а кого напоминают эти взрослые дяди и тети, страстно увлекшиеся новыми гаджетами, мчащиеся в магазины за новыми игрушками? – они щеголяют друг перед другом в новых нарядах и не имеют более никаких настоящих жизненных интересов — тоже дети!..

только это разные дети: там дети веселые, глубоко чувствующие, озаренные духом – тут дети убогие, остановившиеся в своем развитии, упершие взор в одну точку, тоже одержимые, только это конечно совершенно разная одержимость

так что игра бывает разной: есть игры мошкары, которая роится у вас перед носом вечно и бессмысленно, а есть игры гения, и это совершенно другая забава: ее смысл именно в том, что тут совмещены эпохи жизни и истории, человек сохраняет живость детства, порывы юности, мудрость зрелости, синтезирует и достигает прекрасной цельности

только таким образом он может сохранить силу духа и веру в жизнь: видимо, сегодня ему нужны более решительные средства, чем прежде; только так можно создать ту гармонию, которая поет в великих образах и которой на самом деле никогда не сумеет почувствовать и поистине оценить… мошкара

и тут же у Ницше пример настоящей мудрости: гений полезен для прочих, но вот «чувство гения» вредно для него самого – ах если б сам себя почитал в позднейшие годы! – и в самом деле, на мой взгляд, гений – это и есть нормальный развитый человек

но обыватели напустили мистики, принимают иную мерку, весьма низкую, и по ней конечно же каждый развитый человек с глубоким сознанием является гением; проблема этой мерки – тоже весьма острая и корень многих бед, ведь современная жизнь опускает ее вообще ниже плинтуса

*

разумеется, стало банальностью сравнение живописи, например, Миро с детскими рисунками; забавная ситуация: они же и правда точь-в-точь детские каракули, а люди платят за них десятки миллионов долларов; потому что  — даже не понимая смысла живописи, они ощущают это очарование, эту энергию порыва

в нем есть особая чистота чувства, которое он выражает в этой глубокой таинственной синеве, создавая свой космос и утверждая свободу и глубину человеческого сознания, которое способно, оказывается, преодолеть мелочность, плоскость и убожество современного сознания

так что игра – вечный ритуал нашей души, которая начинает с этой невинной детской игры и, проходя эпохи жизни, усложняясь, приходит к новой игре, на сей раз спасительной, потому что она помогает мне сохранить живую душу

да притом каждый психолог знает, что детские игры – просто подготовка к играм взрослым; просто тут мы расходимся, совершая свой личный выбор, и здесь не может быть ошибки: твоя игра – это и есть твоя душа

*

но игра – это символ, и он очень важен; игра есть отвержение ваших серьезных и солидных занятий, которым придается такое важное значение и которые на поверку оказываются чистым идиотизмом (примеры из политики слишком на виду) — и это странный парадокс современной жизни

тут, в нашей высокой игре, видимо, род нищеты духа: уничижитесь, станьте искренни и просты, станьте как дети – и вам откроется потайная дверь в мир красоты – таков наш духовный императив

и чем сложнее все эти социальные и экономические «проблемы», чем изощреннее техники решения кризисов и конфликтов, тем наивнее и чище взор художника, и этой простотой он противостоит их мнимой сложности, в которой нет смысла, нет человеческого содержания

видимо, это одна из стратегий самосохранения; а мы поняли в ХХ веке еще одну простую и страшноватую истину: мы теряем себя и в какой-то момент – занятые этими важными проблемами – вполне можем утерять человеческое, более того: стремительно теряем его, и это уже не игра

Х. Миро. Фигура ночью, управляемая светящимися следами улиток

ну а художник – это конечно же большой ребенок, только вот не «остановившееся на ступени игры», а исходящий из игры, несущий в своем сознании изначальное – детскую чистоту, радость и томление юности – и потому он не подвержен коррозии зрелости и всей этой пошлятины вокруг

и в этом одно из возможных средств спасения от мертвечины – в творческом движении, личном развитии, приятии судьбы; хотя на свете нет оптимальных рецептов (оно было бы намного проще), ведь на этой дороге его подстерегают одиночество, отчаяние, отверженность


1. Человеческое…, гл.159

6 сентября 2017

Показать статьи на
схожую тему: