Марсель Дюшан. Рассуждение о колесе
техника существует сама по себе; люди не могут остановить технологический подъем, серию изобретений, втягиваются, становятся рабами техники, фанатиками новых технологий
художник изымает колесо как символ технологии и превращает его в артефакт; при этом, колесо становится совершенно бесполезным, это уже не нужный и удобный механизм, а памятник колесу
оно привинчено к стулу, символу покоя, неподвижности, устойчивости – эта идея подчеркнута конструкцией стула – и оттого контраст становится явным, получилось очередное «готовое изделие», поражающее нарочитой бесполезностью
я выхожу на улицу, сажусь в метро и еду в центр; полно людей, все куда-то едут по делам, смотрят на часы, не глядя по сторонам, ни на кого не обращая внимания, спешат в разных направлениях; выхожу и вижу потоки машин, все спешат, все при деле, ни одного праздного, задумчивого человека
все эти машины, колеса, люди, сумки, автобусы, очки, столы, компьютеры, бумаги и пр., и пр., служат какой-то конкретной цели, и вполне довольны тем, что востребованы, к чему-то приписаны и чем-то, вроде, полезны
вроде…
я же знаю, что, во-первых, настоящая польза от всего этого круговорота людей, предметов, бумаг и пр., и пр., очень сомнительна, и они все тоже это знают; во-вторых, когда я иду по набережной, хочется просто встретить праздного человека, заговорить, что ли…
но не получится; потому что даже если кто тут и гуляет, тот сам стесняется своей праздности и, вроде бы, никчемности; и тут все при деле, все к чему-то приписаны и не положено просто шагать, просто болтаться тут, в этом нет никакого смысла… черт, о каком вообще смысле речь?..
человек как таковой, per se — вот это не имеет никакого смысла, не так ли, да это и невозможно, сами подумайте: такой человек имел бы вполне определенный набор понятий и свою личную идеологию, свою программу жизни, в которой вовсе не было бы этой бессмысленной работы, никому не нужных связей, людей, дрязг
вещей, тысячи вещей, из которых ему ничего не нужно – так сказать, ему как просто человеку, per se, потому что «все мое ношу с собой» и пр. – он бы не стал трудиться до седьмого пота, потому как я, честно говоря, и не вижу для него достойного занятия
только что картины писать, так кто их теперь понимает? – и кто в этом безумном и нелепом потоке думает о живописи или поэзии? – для кого имеет значение вера или мистика… в общем, это была бы грустная картина, примерно как это колесо на стуле

М. Дюшан. Колесо велосипеда
однако только так вы можете воспринять смысл колеса
то есть не колесо в тачке, не шкив, вал, коляску или телегу, а просто колесо как идею; собственно, я довольно поздно осознал, что на свете очень мало людей, способных и готовых воспринимать идеи; большинству интересны вещи
если вам кажется, что такая постановка вопроса нелепа, что это какое-то упрощение, банальность – ну в самом деле, что такого особенного в колесе? – давно все привыкли; так вот именно в этом все дело, в этом вся проблема!..
если вам хотелось бы поговорить на некую интересную тему, о какой-то сложной идеологии, так ведь все начинается с простого; сознание современного человека совершенно отучено от идеологии, оно стало вовсе не причастно философии; так что любая подобная тема просто скользит по поверхности сознания
оно делает ее банальной, оно все превращает в банальность, потому что все утилитарно: колесо не должно торчать на стуле, а быть частью машины или велосипеда, колесо едет, человек работает, ребенок учится – чего проще?..
и что за дурацкие мистификации, ну в чем вообще этот самый смысл колеса?!
ну хотя бы в том, что весь этот круговорот, людей, машин, дел, бумаг – тоже своего рода вечное колесо, и как мы уже согласились, не то чтобы очень полезное; иногда так просто совершенно такое же, как у Дюшана
так что тут антитеза: покой, основание, устойчивость, медитация – движение, вращение, замкнутый круг суеты, и это выбор; причем не только основной выбор, так сказать, стиля жизни, смысла бытия (я не считаю, что вы можете взять и совершить его в любой миг – все не так просто)
тут выбор и внутри избранной модели; например, вы не сможете заниматься творчеством, если не представляете в своем воображении, не развиваете чистые идеи; тогда ведущее колесо, пардон, не ваше сознание, а вся эта каша под названием «реальность»
вас несет эта река черт его знает куда, и в какой-то момент вы с досадой осознаете – если еще сохраните способность что-либо осознавать – осознаете себя просто какой-то белкой в колесе; но самое дурное в том, что вы вполне привыкли к этому интересному занятию и давно перестали роптать
современная цивилизация – это система замкнутых циклов; используя нашу метафору, это взаимосвязанные системы колес, которые передают движение; эти циклы самые разные – семья, производство, торговля, наука или служба – и задача любой власти включить людей в эти циклы
ну, хотя бы для того, чтоб не болтались без толку по набережным, ибо там им могут прийти в голову самые разные мысли типа вышеописанных, а государство занимается серьезными вещами…
собственно, понятно – и об этом кричит сегодня любая газета – что все обыватели спешат включиться; это и есть счастье, это и есть смысл жизни: быть включенным куда-нибудь, стать частью, принадлежать, относиться, belong to, и когда не удается, это самое per se — это ужас, безработица, отчаянье и пр.
это никому не надо – впрочем, пардон, оказывается, некоторым очень даже надо и настолько, что они не мыслят никакого иного жизнеустроения
но я рассуждаю о колесе, не будем забывать об этом, и я теперь приведу вам другую версию, то есть вот собственно эти самые per se, творцы, обретшие свободу, и куда они теперь? – где их ждут? – ведь мир совершенно другим живет, тут не поспоришь
да они и никуда особенно не спешат, как я понимаю, у них собственная судьба, ни с чем и ни с кем (увы) не связанная, они, используя характерное выражение Достоевского, «сами по себе», и насколько их мир целен и замкнут, настолько же они не способны войти в иные системы
их туда просто не влечет, там нет ничего интересного; а тут уже развивается определенное требование к собственной жизни, вкус к идеям, к смыслу – это ничем уже не перебьешь, тоже род наркотика
так что тут тоже получается колесо
ну конечно, наша жизнь обрывается, как все знают, так что колесо не совсем удачная метафора; впрочем, это как посмотреть: если я замыкаю свою судьбу и придаю ей некую гармонию в собственном круге интересов и занятий, так такая судьба становится причастна и более широкой цельности и общей гармонии
мой скромный круг входит в систему кругов все большего масштаба, и колесо жизни катится дальше; и тут уже мистика, которую я вряд ли сумею изложить так ловко, однако обретенная гармония станет частью другой гармонии — иного смысла я не вижу в нашем загадочном существовании…