Пауль Клее. Акварели
Искусство касты, а не демоса
Ортега-и-Гассет
Миражи
человеческое измерение бесконечно
задача в том, чтобы найти его; при этом возникает много сложностей и препятствий: начать с того, что оно не подходит всем, а, может, и не подходит никому
чем более я субъективен, то есть правдив, чем менее использую какие-то штампы, общие слова и выражения, пишу по лекалам, отражаю общую реальность – тем меньше шансов, что кто-либо вообще меня поймет
понимание этого искусства своего рода чудо новых времен
мы бережно храним эти листки, незаконченные, просто наброски, которым мастер не придавал особого значения; незавершенность – одна из черт такой живописи
старое искусство фиксировало некий порядок жизни, модель мироздания; масштаб этой модели был невелик, она вся умещалась на столе в натюрморте: вот ваша жизнь, и закончится она грустно, но пока вкушайте плоды с древа…
такое искусство учило жизни и устанавливало ее каноны; новое искусство занимается совершенно другим делом: модернисты никого не учат жить в этом мире, где люди превращаются в муравьев; разрыв с человечеством окончательный и не может быть восстановлен
художник ищет свой путь в мире, свой голос, и это исповедь, а не выставка; и его произведение не содержит той картины мира – оно стало знаком мира иного, огромного, о котором прежние мастера лишь мыслили втайне, но не дерзали изображать или выражать
и поэтому мы с нашим архаичным подходом пока не можем оценить этого искусства, его духовного заряда и пафоса трансфигурации; чтобы понять его, нужно быть художником, пусть в самом широком смысле – надо быть творцом
Фассбиндер в фильме «В году 13 лун» показывает героя, который все мечтает вернуться к любимой работе на мясобойне – это плотский человек, плотскость так и лезет из него, хотя он добрый и по-своему милый человек, однако он безнадежен, он обречен – и гибнет
расчет на людей, их понимание и помощь и любовь – безнадежный проект, все операции в мире сем плотские и не могут помочь в тот высший миг, когда на карте судьба; а большинство человечества обретаются в этом плотском абсурде и даже не ведают о иных мирах
никто, никакое искусство не в силах помочь тому, кто укоренен в мире сем и мечтает о своей мясобойне; а художник зовет ввысь, чертит таинственные знаки Бытия, в вечном движении к своей звезде
и пусть эпатаж пигмеев никого не обманывает – это движение настолько интенсивно и поглощает все его силы, что их не остается для того, чтоб кому-то что-то доказывать или разъяснять; он просто не умеет этого делать; это трагическая судьба уже по самому накалу страстей и плотности бытия
что касается публики, то мне кажется, она не настроена на понимание таких вещей; обычные люди в своем обычном мире мелких дел и забот вовсе не думают о Космосе или свободе
жизнь по аксиомам, по вечному распорядку, не задавая главных вопросов и сведя судьбу к понятным мелким целям; и постепенно в таком обывателе рождается насмешка над всем святым и высоким, цинизм воцаряется и назад уже нет пути; слишком многие сегодня не умеют существовать в условиях неизвестности, в непонятной системе ориентиров, искать эти векторы и в искании, исследовании находить радость
Тот, кто в познании умеет остановиться на непознанном, — совершенен (Чжуан-цзы)
наше искусство совершенно иное – прозрачное и ломкое, неустойчивое и странное, словно они ищут некую точку опоры в Космосе, в Логосе, потому что на земле ее просто нет
и в незавершенных небрежных акварелях Клее мы находим гораздо больше порыва и мечты, иной мир, горние зовы, которых даже нет в завершенных работах; тут художник проходит сквозь реальность; тут зафиксирован миг мира как миража (может, у них один корень?)
потому что обычно мир вокруг него, воздействует, предлагает самые разные предметы, тела – в нем слишком много плотскости, материи, а ведь она мертва; так рождаются плотные, многофигурные композиции, в которых он словно в борьбе с миром
но у него есть свои миражи, в которые он уходит, ускользает от этой кишащей бессмысленной материи; потому что ничего в этой жизни не стоит на месте: мир каменеет, жизнь замирает в этих диковатых картинах массового психоза – мы не от мира сего
пустыня — вечный символ одиночества, некой нулевой степени реальности
эти рисунки как попытки – попытки прорыва; они никогда не могут быть завершены; чудесные видения! – раз за разом он пишет их, и никогда не исчезает эта прозрачность, взрывы света, странный мир, расчерченный иначе и живущий по своим законам – мир пустыни
песок — интересная субстанция; разумеется, он символизирует всякую мертвечину и безнадежность, однако и беспредельность, и ту нулевую степень бытия, с которой начинаются миражи, т.е. искусство
но только начинается: Клее исследует реальность и не находит в ней энергии прорыва, того Космоса, который проглядывает в его ранних акварелях
часто там просто хаос; чиркает свободно, ничего не получается, проступают сквозь штрихи какие-то здания или лица; смутное ощущение бытия, они вдруг ощутили отсутствие ясности очертаний и то, что этот мир иной никак не соотносится с видимым
выход, отсутствие – единственное средство и другого пути нет, чтобы остаться живым и — творцом
и странным образом – чудесным образом люди оценили эти странные рисунки
вот такие вещи самые пронзительные; тут в какой-то невыразимой беспредельности потерян человечек со своими игрушками – судами, машинками, домами – и пытается сохранить тепло среди этой холодной махины Космоса
предельная расплывчатость и незавершенность вдруг оборачиваются – в неком ином измерении сознания – максимальной точностью попадания в ощущение одиночества
в то чувство, которое знает только современный человек со всеми его познаниями и неразрешимостью судьбы…
эти трепетные, прозрачные, детские рисунки подводят к главным открытиям
пройдя эту открытость и наивность, не огрубев, не отбросив обнаженность и трепет, художник находит свой стиль, в котором уже смело и самовластно выражает совершенно новые феномены
он играет мирами, отбрасывает пиетет перед формой, перед материей; ему смешны ученые потуги и вековые дискуссии о смысле и содержании «субстанции» — он более не зависит ни от какой «реальности» и ни от какой материи, понимая, что все это тот самый дух тяжести, о котором так ясно написал Ницше
а чтобы взмыть ввысь, нужна легкость
ну, понятно, что этому нельзя научить, объяснить, преподать – с этим вы приходите, пройдя свои пустыни и сомнения, падения и разочарования; повторю: это искусство, которое не пишет для вас всю картину мира, потому что эта картина не имеет никакого реального смысла для живой души, это призыв, окно
он понимает: слишком много вещей на свете – нужных, полезных и вполне положительных – которые прижимают человека к земле, слишком много тяжести – слишком мало света!
и при всех наших знаниях и технологиях, мы с нашим усложненным сознанием не растем, а умаляемся; но что же это такое! – расцвет знания, ученые углубляются в Галактики, в микромир, в глубины Океана, а человек становится все мельче, и бегают по улицам городов миллиарды муравьев…
эта картина кого угодно с ума сведет…
и рождается отвращение к этому миру, в котором утеряна святость и живость, любовь и свобода и ценится лишь зримое и вещественное; это святое отвращение подобно крылу, которое вздымает ввысь
так рождается свобода, удивительный дар Божий – дар немногим, и вот мир моего сознания, свободного поющего сознания веселого человека, в который вы можете войти, но не можете овладеть им или присвоить — потому что это свобода и тут нет ни обучения, ни зависимости, ни власти
тут музыка и тайна