ГлавнаяМодернизмКирикоДжорджо де Кирико. Миф о Ариадне

Джорджо де Кирико. Миф о Ариадне

Дж. де Кирико. Ариадна

Ариадна с этой знаменитой нитью всегда была важным символом. По мифу, Тезей бросил ее на пустынном берегу, а Дионис спас. Кирико любил Ницше, для которого Ариадна была символом заблудшего и брошенного (богом) человека, а нить — знаком той «воли к власти», которая выводит его из лабиринта земных тягот и безысходности.

Для Кирико, Ариадна стала символом одиночества культурного индивида – того одиночества, которое он испытал в Париже в ранние годы своего творчества. На многих его полотнах она лежит в виде статуи на пустой площади – брошенная культура, словно обмотанная своей знаменитой нитью, которая никого уже не выведет из лабиринта…

Он изображен справа, и тут у него антитеза современной жизни, достаточно простой – вон, слоноподобная башня и паровоз, символ ХХ века, — и самим лабиринтом, который в этом контексте смотрится как лабиринт культуры, в который вход закрыт: там непроглядная тьма…

Впрочем, все актеры мифа на сцене, так что возможны варианты…

Кирико:

I saw that every angle of the palace, every column, every window had a soul that was an enigma. I looked about me at the stone heroes, motionless under the bright sky, under the cold rays of the winter sun shining without love like a profound song… I experienced all the mystery that drives men to create certain things.

Дж. де Кирико. Площадь Италия

Он пишет о той энигматичности, которая знакома нам всем – просто, мы не являемся гениями и проходим мимо важнейших интуиций, не всматриваемся, не ощущаем предмет, колонну, дворец, музей, шедевр – а ведь они давно уже стали нам чужими, мучат загадкой, и эта энигматичность – ясный факт нашей культурной жизни.

Метафизика томит неслиянность явлений, мир распался на части, и я не ощущаю его своим домом, человеческой средой обитания. Человек выпал из той системы жизни, в которой привычно существовал столетиями – это и фиксирует метафизика ХХ века.

Иногда Ариадна лежит, словно позируя, будто уже нет проблемы – она превратилась в туристический аттракцион, лабиринты стоят пустые, как и все пространство картины – пространство культуры…

Michael Taylor, Associate Curator of Modern and Contemporary Art at Philadelphia Museum of Art:

When one re-examines the Ariadne theme through the entirety of de Chirico’s career there emerges a continuity between these early paintings, initiated at a time of intense loneliness during his first years in Paris before World War I, and the later works created when he abandoned modern art in favour of the Old Masters, thus alienating him from the very painters he influenced. By the time he returned to the Ariadne theme in the 1930s he equated her with painting itself, her golden thread becoming a metaphor for the artist’s quest for knowledge and perfection in painting.

Дж. де Кирико. Метафизический интерьер с фабрикой

Хаос…

Тут у него не просто набор предметов-знаков, арт-коллекция, сваленная как хлам – но и картины, этюды, которые пытаются зафиксировать смысл, построить противоречие, и создается впечатление, что этот процесс бесконечен и не может привести к истине.

Живопись ХХ века стала философией – и познала безысходность премудрости, которая неизбежно приходит к тупику и изрекает нечто вроде «все суета сует!» — чтобы на новом круге начать новые поиски истины.

Такие картины недаром заставили всерьез задуматься о судьбе искусства.

Человечество развивается, осваивая новые и новые участки сознания, идеи, концепции жизни, и на каждом шагу открываются новые бездны непознанного, страшные, зияющие противоречия. Природа гения такова, что он не может игнорировать эти ямы, падение – залог будущего взлета.

Такое искусство давно уже перестало быть развлечением публики и требует весьма серьезного отношения, к чему, разумеется, публика не готова. Модернизм еще ждет своего зрителя. Вот настоящий современный лабиринт с картины Кирико, и входы – его черные арки – пусты.

С этой точки зрения, весьма красноречива его Ариадна, превращенная в мраморную статую и застывшая вечным сном у лабиринта.

27 февраля 2018