ГлавнаяМодернизмКирикоДжорджо де Кирико. Певцы

Джорджо де Кирико. Певцы

певцы, поэты, метафизики сливаются в один образ творца, метафизическое средоточие смысла в мире, сорвавшемся с опор

Дж. де Кирико. Дуэт

певец собственно исчезает – остается звук, который фиксируется в резких контрастах цвета; метафизическая нота сочетания белой яйцеобразной головы манекена и виридонового неба; пронзительность звука, который разрывает мир, ломает его внешнее единство и кажущуюся цельность во имя пустоты

певец застыл в Космосе духа

Мы каменеем…

сочетание различных состояний, полная материальность композиций – дерево, камень, проемы, манекены – на самом деле выявляет второй план, т.е. чем более материальна и мертва поверхность, тем более она обещает в метафизической глубине сюжета

кстати, отсутствие головы — сигнал незавершенности, отсутствия ответов на все вопросы – азбука метафизики – и состояние творца всегда погранично: он застыл на какой-то тонкой грани между монументом и человеком, мечтой и реальностью, он не относится ни к одной понятной и открытой сфере, он таинство

Дж. де Кирико. Возвращение

при этом, в любой его композиции будет какая-то случайность декораций – а это не мир реалий, а именно декор, потому что весь мир для художника – условность, именно театр, где он разыгрывает настоящую драму

я могу вообразить, что там, в зале и вокруг действа разыгрываются какие-то драмы и комедии, которые их участники полагают настоящими, настоящей жизнью, однако, для меня, все это декорации

почему? — тут нет презрения к обывателю, тут просто разрыв (и уже навсегда) между суммой всех этих социальных судорог, вполне бессмысленных (на самом деле – они пустота) и той пустотой, которую я наращиваю путем отречения от связей, зависимости и пр. – в ней пробиваются ростки смысла, небесные Зовы

Если слово стремится воплотить интенцию означания, которая есть в некотором роде пустота… делает это и для того, чтобы узнать, откуда происходит эта пустота и это отсутствие 1.

понятие пустоты очень важное и даже ключевое в современной эстетике, метафизики первые поняли, что человеческий ум, душа слишком забиты ерундой – надо освободить их, создать животворную пустоту; слишком многое мы не понимаем по-настоящему, воспринимаем привычным сознанием, что в современном мире смерть для мыслителя

это процесс очищения, и само это стремление к пустоте, таким образом, осмысленно и животворно, и наоборот

тут еще фиксируются черты самого творческого процесса: придание особой пластики (дерево) модели, и напротив, окаменение как утеря социальной подвижности, например

короче, возникает много интересных идей и значений

пустота, переход от рисунка к живописи, незавершенность – все это обязательные черты такой живописи; в каждом этюде следует какая-то новая идея: вот, например, тут сталкиваются планы, и рисунок пытается состояться как живопись, неудачно…

Дж. де Кирико. Раздражение мыслителя


1. М. Мерло-Понти. Знаки. М., 2003, с.102

18 июня 2018

Показать статьи на
схожую тему: