Сальвадор Дали и некоторые интимные, сложные и вечные проблемы, возведенные, наконец, в сан
я ощущал это всегда и только постепенно начал осознавать – как некую глубинную веру, которая недоступна ребенку; впрочем, это сравнение не совсем точно…
мечта о гармонии уводит иногда в странные лабиринты; путь к ней может быть любым – только не прямым; то же касается гармоничных сочетаний
в реальном мире все равно такое сочетание невозможно, и я давно убедился в этом; только в моем сознании я создаю идеальные параметры и сочетания, черчу совершенные эллипсы и поверхности, которых можно касаться без нарушения внутреннего покоя, покоя вечной медитации
совершенное соединение чувственности и фантазии, идеальной формы и порыва, по сути дела, произведение искусства, религиозный акт с жертвой и ритуалом, который порождает призраки и надежды – до конца, до полного провала, который обнажает черный космос одиночества и отчаяния
разве не за этим мы приходим к Богу…
это самое чистое возможное соединение, которое конечно же невозможно в физической реальности с ее условностями, ложными чувствами – которые напрочь затмевают настоящие, если они вообще еще остались под луной, — касание запрета, шаг за черту
нормальный секс – это отношение; я задаю вопрос, человеческое ли это отношение? – а значит, связь по морали, по духу… ну, может я что не так понял, только здесь даже тему эту поднимать смешно; Шекспир прав, когда называет эту штуку «животным с двумя спинами»
что делать, человек ужасно многогранен, все может
так вот, когда мужчина смотрит на женщину – представьте себе, что нормальный чувственный мужчина, с развитыми ощущениями, смотрит на эротичную женщину и переживает отношение – не входя в контакт, без этой жалкой лжи, мерзкого хихиканья и прочей шелухи
он просто смотрит на нее и переживает касание, мягкость тела, скольжение овала скулы и линии бедра, упругость ее зада, ее экстаз и замирание – в этой картине все правда, хотя нет ни грана реальности
а что такое эта ваша «реальность»? – я ее ставлю решительно в кавычки, столько в ней искажений и лжи; объявляю торжественно, что картина не принята комиссией, она не соответствует названию, она вообще ничему не соответствует, и более того:
если она существует – то меня нет!
как так? – как так? – а очень просто: если вся эта ложь, и дурь, и политика, и животное с спинами, и пр. мерзости реальны – то мои фантазии, музыка сфер, поэзия взгляда – миражи; ваш выбор, синьора… я так и думал
я вовсе не горячусь, ни в малой степени, просто предъявляю свои права
так что же, я за мастурбацию? – вот тут надо объяснить, как я понимаю его знаменитую картину, этот чистый скандал: кстати, человек поднимает бунт и устраивает скандал, когда нет иного средства – тут как раз такой случай…
в общем, видите, этот мертвый кузнечик, эта жертва, ведь каждый акт – как акт смерти; а творчество – это попытка синтеза жизни, это открытие мира, новое творение человека: из трепещущей массы плоти – птица духа
утеря тяжести, антифизика – вон там камень висит, слева, — метафизика, которая невозможна, мне так кажется, без какой-то жертвы… то есть я хочу сказать, что вы не ходите тут свободно взад и вперед – здесь выбор! – да у него на ногах раны, видите? – это все даром не дается
и само это существо, объект, который он тут написал, — это же поражение, все сникло, любовь, данная, чтобы подчеркнуть мое убожество, уничижение, «в этот миг я познаю, что смертен» (Байрон) – и добытая капля истины давит к земле…
моя фантазия, мечта, чувственность, порыв, нежность – не воплотимы, не находят объекта, жизнь – мастурбация, синьоры, неудача, увы, и вы не убедите меня, что это не так
ну а что такое творчество, как не бесконечные попытки пережить идеальное отношение, которые каждый раз заканчиваются поражением, и снова попытки, и никогда нами не овладеет уныние – знаете, почему? – в чем наш секрет? – мы великие мастурбаторы, цепляемся за соломинку и вытаскиваем не только себя, но и целый мир вместе с собой, аминь
кстати, уж о вере в Бога молчу…
а вы полагаете, что состоялись как личность и занимаете во вселенной определенное достойное положение, да? – обладая неизменным телом и душой (все это давно описано в энциклопедии, не так ли) и историей, и пр. – спешу вас разочаровать: все это в определенной степени так и есть до определенного момента, когда вся определенность мигом рассыпается в песок, и на песке стынет такая вот бесформенная туша
называется: самосознание
те, кто мыслил, хорошо знают как это бывает: чуть шевельнется настоящая идея, настоящая эмоция или замысел, и тотчас поднимается вихрь, сминающий к черту все очертания того, что вы так чудно мне описали
мое сознание не имеет границ, и это мучительно до невозможности; просто, к муке я привык, только сразу теряюсь, когда надо все это описывать: невыразимость высших состояний, настоящих человеческих состояний, вот в чем беда — поэтому большинство человечества, сонно бредя по жизни, полагает, что подобных состояний давно уже не существует, а есть лишь традиционные, так сказать, классические позы… тьфу ты! – то есть, сочетания, соединения и пр.
ан нет, мои милые, вы попробуйте выдавить из своих скудных мозгов хотя бы одну новую мысль, хоть одно новое слово – и тогда поймете, познаете на собственной дрожащей шкуре, так сказать, нестойкость нашего существа и невыносимость простого вдоха!..
когда все твое существо собрано воедино, воля, чувство, разум в единый комок – и выталкивают тебя в Космос желания, в чистый Космос искусства, ты смят, уничтожен – есть только опус — жопус, черт его подери; творчество — мастурбация
да все это так ясно и просто: мы не находим ответа, наши призывы и фантазии никогда не находят настоящего ответа, и кстати говоря лучше всего, окончательно и трагично, ты понимаешь это именно в любви – только в любви и искусстве (а это одно и то же)
понимаешь, что человек в этом мире ужасно одинок и понимает, и вполне ощущает это именно тогда, когда подходит к вершине, когда творит, в полете, в порыве нежности, в самозабвении веры! — ужасно мучительная эта картина… хватит!