ГлавнаяМодернизмДалиГоризонты покоя

Горизонты покоя

С. Дали. Тлеющий осел

современный человек любит эту тему и способен бесконечно рассуждать о покое – подобно тому как власть всегда проповедует мир (и готовит очередные свары, войны и комбинации); он будет описывать принципы йоги или санхьи, нирвану, тысяча слов о покое — и все силы направлены в обратную сторону!

на самом деле, видимо, действительно «покой нам только снится», бесчисленные фикции и подмены обеспечивают минуты отдыха, иллюзию мирного существования; так что очень часто человек за всю свою жизнь не знал ни секунды настоящего покоя – эта мысль кажется мне весьма забавной

потому что дорога к настоящему покою лежит через хаос; то, о чем писали наши подвижники или китайские мудрецы древности, это же только результат; если идти от этого результата, получается, их человек есть некий ноль, лишенный чувств, сомнений и страстей, противоречий и порывов

однако этот человек — преодоление

Дали – художник покоя, который разлит по просторам его пустынных пейзажей, только тут человек как фигурка из песка – как и прочие существа, которые разом могут рассыпаться в прах – он прекрасно понимает условность нашей цельности и то, что на самом деле происходит постоянное и неуклонное разрушение современной личности

и это пластичное совмещение фиолетового и розового, сочность и богатство формы, отягченной натуральным песком – он придает массу – изящная условность и драматичная композиция центра, особый мир эротики и жара

фиолетовые тени дают условность всей композиции, которая должна обращаться в декор – а не сцена на фоне небес – нежный хаос, в глубине, совмещение несовместимого; ибо если вы полагаете, что можете совершенно слиться с женщиной, значит еще не все поняли в этой жизни…

 

хаос тоже бывает разным

все эти вещи-в-себе как бы говорят: вам нужна мудрость? – вот она, вся как есть, именно через эту дверь и надо войти, и все будет в порядке – ах, нет ключа? – мы очень сожалеем…

и я так жил раньше: погружаясь в дела, планы, мечты, книги, людей, рассыпая пригоршни этого хаоса, гася в суете волны беспокойства; однако в один мрачный день я услышал приказ остановиться

я встал как вкопанный – и хаос навалился на меня всей своей безжалостной массой, и в этот момент я ощутил себя жалким параноиком, одержимым банальными психозами – все они сразу стали видны, стали рвать мою душу!

мы не замечаем настоящих болезней; да-да, мы научились ловко управляться с мелочами типа головной боли или радикулита, однако не приближаемся даже к тем подвалам, где кипят настоящие беды; однако если болтаться в сторонке – никогда не познаешь покоя, и естественно, даже минимальной мудрости

познать надо не просто себя, написано: самого себя – существо свое, самость, непостижимый парадокс этого гармонического хаоса, из которого является человеческое творчество, великое чувство, совершенный опус, красота и воля

и покой — не как насильственное усмирение (в основном, с помощью известных средств из угловой аптеки), но настоящий покой, парящий над жалким существованием, как Господь над тем первичным, исконным Океаном, где царила тьма над бездной!

и стал свет над бездной – и уже никакая тьма не погасит этот свет; по сути, это и есть формула любого настоящего творчества, которое может быть лишь порождением высшей гармонии

 

это что, тот самый пляж в Кадаксе, где они бродили с Гала и где била ключом страсть? – но тлеющий осел был пассивен и никак не мог преодолеть свои гениальные комплексы

разумеется, у него было чувство юмора, которое таилось глубже, чем полагали знаменитые приятели; что такое мужик, который озарен желанием и бегает за женщиной, как одержимый? – осел, правильно

все это чепуха; у картины несколько измерений

тут он ваяет потрясающий синтез – думаю, именно это название нового жанра, который он выдумал, не позаботившись о критиках, — где эта галька использована не для придания какого-то эффекта; мне кажется, просто тут должна быть именно та галька, потому что для него священен каждый миг и каждый атом того действа

он останавливает мгновенье, и взрыв застывает в гармонии покоя

интересно то, что нет никаких знаков акта; мне кажется, Дали вообще лишен эротизма, т.е. его эротизм внутренний, это фантазии, которые клокочут в его сознании, но не выплескиваются на холсты – тут царит композиция

и разность фактуры и материала – песок, галька, краска, контур — помогает создать нечто сугубо материальное, плотское; тут его личная тема (видимо, этот изнемогающий осел) в совершенно необычайном коллаже

 

эротизм художника – это особая тема

нет ничего банальнее эротической живописи, найдите мне хоть одну достойную картину; почему так? – видимо, потому что сама природа эротизма, его движущие энергии противны изображению

эротизм в отношении, взгляде, это чувство стыда, это акт раскрытия, мазохизм, таинство фантазии, мучительное желание, а не проявление, не обладание; он не использует знаковый язык, колорит, и только тонкая линия рисунка способна передать этот жар (это понял Пикассо)

поэтому такие картины более напоминают мне сожженные ощущения, взорванные фантазии – реализованные в живописи, и он долго потом вспоминал о них, он один, никому более они не могут быть понятны и близки; представьте себе это сознание, обогащенное такими реминисценциями, терзаниями, фантазиями, гениально претворяющее их в опусы

 

чего стоит тень?

с вашей точки зрения, чепуха, просто тень, не имеет ни веса, ни собственной формы, ни значения; с моей точки, это новый объект – да собственно это единственная для меня возможность занять место в вашем мире «реальности» (за который я не дам и ломаный грош, честно признаться)

я исхожу в своих фантазиях, я сгораю! — и каменею на песке времени – и между двумя моими ипостасями, двумя типами бытия нет никакой связи

кстати, замечу, что торс девушки на этой картине по пояс в песке, маркируя небытие, невозможность цельности, в то время как фигура тени обретает завершенность в общей картине мира – формула творчества

ещё замечу это вечное пренебрежение миром, стремление смять реальность, превратить ее в материал, который в неожиданном ракурсе вдруг обращается в идею – ценное свойство, которого начисто лишены иные политики, к сожалению…

С. Дали. Раскаяние или сфинкс, встроенный в песок

покой разлит по пустыням Дали; только, повторим, это сожженные дни, месяцы, чувства, фантазии, картины, так что пустыни Дали проникают в сознание, потому что неким тайным образом весьма содержательны… и в них возникают такие вот мгновенные вспышки гениальной изобретательности, которая выражает явление, оставляя загадку – в том его мире, который более не подвластен никому

*

не бывает массового осознания или хрестоматийного значения для подобных вещей; все массовое вообще фикция, это призрак, его нет; есть мое – твое осознание, и даже уверен, что никогда не будет нашего

мы теперь вступаем в эпоху, когда ценится личное мнение, видение, оценка; тут нужно умение не спорить, а слушать, внимать и понимать; так мы будем строить сложное средоточие мнений, связей, образов и концептов, галактику означающих, по словам Барта

в этом мире ничто не имеет абсолютного значения – но все значимо по-своему; тут нет окончательных вердиктов, нет даже завершенных форм – видите, это не я, а только моя тень — но есть реальная система ценностей, которая не допустит включения суррогатов, кто бы их ни поддерживал

именно поэтому мы и приходим к Абсолюту – только не со стороны привычной демагогии, очередной «общности» с ее суррогатными «ценностями», мифической «демократией» и даже «равенством» (!), а со стороны субъекта, который мыслит, страдает – значит существует

и прекрасно, что мы излечились от демократических иллюзий, хоть в этом великое значение страшных трагедий ХХ века; и среди нового безумия прущих толп я вхожу в зал музея и застываю в гармонии высокого покоя – в это они даже поверить не могут…

*

итак, тлеющий осел – а не горящий, почему же? – да потому что художник всегда пишет свой автопортрет – другой живописи не бывает; а в нем страсть, нежность, ревность и прочие чудеса обусловлены

он будет говорить вам нежные слова, и в этот момент, думаю, и сам он верит в них, но будьте осторожны, милые дамы, потому что перед вами очень своеобразный образчик личности

он стремится к цельности, о которой давно уже забыло абсолютное большинство двуногих, и это аутентичное стремление все меняет — уверяю вас! – потому как это пламя и порыв, и слова – лишь сегмент всей мозаики, так что не следует придавать им абсолютное значение

это не ложь – просто у него иной масштаб сознания, он причастен иным мирам, если проще – он тут и еще где-то, и в момент страсти способен познать высший покой, а в его покое клубится страсть – тлеющий осел, гениальная метафора…

опять же, свобода – без нее никуда, так что привязать не удается

ну и т.д.

21 октября 2019

Показать статьи на
схожую тему: