В сети

люди находятся в сети

их почти никто не заставляет (хотя об этом тоже надо сказать ниже), они инстинктивно или сознательно стремятся войти в сеть, стать частью сети, группы, форума и т.д.

это уже заложено в их подсознании и развивается в школе (путем проектной деятельности, массового обучения, игровых методик), и они вполне готовы включиться, влиться, стать частью – они не мыслят себя как отдельные особи, лишь как часть структуры, часть сети

это, конечно, и интернет, и игры, и переписка, виртуальное общение захватило мир, победило более человеческие формы своей необязательностью, обезличенностью, полным отсутствием ответственности; информация умирает – побеждает коммуникация

миллионы людей каждую минуту посылают миллиарды сообщений, в которых нет ни чувства, ни смысла – нет ничего, они просто толкут воду в ступе, чистый глюкизм, болванство, дающее ощущение, что ты «в теме», в струе, в потоке, в сети и пр. в этом же болванском роде

 

относительно принуждения, можно почитать Бодрийяра, который замечательно тонко и давно уже раскусил эту стратегию корпорации, которой надо, разумеется, собрать стадо и направить его к определенным прилавкам и товарам, и услугам, и модам, и пр.

сеть спроектирована и устроена таким образом, чтобы улавливать людей и направлять их, используя их ресурсы, деньги, таланты, чтобы вся машина крутилась безостановочно – такова философия потребительской экономики: больше, мощнее, масштабнее, более массово и пр.

человек оказывается систематизирован, он уже не мыслит себя вне этой структуры, этой матрицы, в которой он сидит мелким чипом, от которого ничего не зависит

кстати говоря, кризис показал, что, когда от человека действительно что-то зависит – это опасно; современная экономика и особенно финансовая система вовсе не рассчитаны на творческое, спекулятивное или криминальное участие неких фантастов или комбинаторов: там один парень чуть не взорвал мировые финансы!..

 

сеть гениально обезличивает; будь ты даже истинный талант, носитель настоящей идеи, остановишься и не станешь публиковать ни слова, потому что оно сразу растворится без следа в этой кипящей кислоте, в этой воплощенной пошлости

сеть мощно тормозит всякий интеллект, исследование, в гуманитарных сферах она стала просто могильщиком, стеной, сквозь которую невозможно пробиться; да и этим людям уже не нужны идеи, не нужны смыслы – им достаточно игры, они живут коммуникацией

разумеется, тут же образуются некие центры, главные узлы системы, новые ценности, которые разумного человека повергают в оторопь, и он вопрошает весьма наивно: ну неужели разумные люди могли докатиться до такого убожества?..

 

искусство пошло противоположным курсом, что совершенно естественно

отвергло этот «системный подход» в его самом пошлом и отвратительном издании; оно раскрывает мир человека, неповторимый и уникальный

его невозможно никуда вписать, ему даже немыслимо придать некое фиксированное значение, и следующий момент наиболее интересен: в этом мире крайне затруднена коммуникация – т.е. все наоборот

в самом деле, вы не найдете значений образов, символов, никто не разъяснит вам смысл натюрморта или картины Миро, и что значит соната Берга? – да ничего она не значит, кроме тех тонких эмоций, чувств, светлых далей

только туда пойдет лишь человек, который уже в себе несет некие смыслы, который уже наметил и освоил какие-то культурные векторы – остальным она просто ничего не скажет

впрочем, остальным она и не нужна, потому что они все рабы ритма; они находят свой ритм и трясутся в нем – тоже род системы, в которую они вписаны, та же сеть…

так что современный мир, с точки зрения аналитика, представляет собой странное зрелище; в нем ясно различимы разнонаправленные векторы: одни убеждают тебя, что весь мир система и ты часть системы, и все процессы массовые, и именно в коммуникации, в связи весь смысл

другие, напротив, говорят, что наступила «эра субъекта», что связи потеряли всякий смысл, они пусты, бесплодны, виртуальны, а смысл лишь в развитой личности…, впрочем, что они говорят, мало волнует те миллионы обывателей, которые таковой личностью никогда не станут – даже во сне

 

Пикассо нельзя назвать отщепенцем: он всегда в центре внимания, в центре общества, на виду, он реагирует на самые разные процессы и увлекается самыми разными идеями в разных сферах жизни – от эротики до коммунизма

и постепенно он остро ощущает это нарастание массовости; иные художники пытались писать толпу – честно говоря, считаю это занятие совершенно ошибочным и бесплодным; опыты Энсора – это его худшие картины; художник пишет портрет

и портреты Пикассо наделали много шума именно потому, что они давали намеренно, грубо искаженный образ современного человека; у него морда обычно съехала набок, и он как крутящийся вокруг своей оси волчок – неуловимый, непонятный, набор зигзагов и гримас

П. Пикассо. Портрет женщины 1

ироничный взгляд художника на затырканного и забегавшегося сетевого человека, очень актуально, на самом деле…

этот человек не имеет образа

он стал частицей массы в ситуации, когда стремительно нарастает индустриализация и массовая торговля, когда власть осознает необходимость совершенно иной организации общества

и художник, который именно смысл, образ ищет в модели, не находит материала – и отражает эту ситуацию на холсте; так что «неча на зеркало пенять…» и пр. – это гонг, сигнал тревоги: люди, вы потеряны в этой реальности

кстати, сигнал этот подавали многие, только он не был услышан; и страшные тоталитарные режимы 30х годов стали естественным следствием этой массовости, этой готовности толпы следовать за фюрером

и в ранних вещах у него встречается эта модель, которая стала совершенно прозрачной, в ней нет материи, нет плоти, она похожа на тень

П. Пикассо. Молодая дама

интересно наблюдать, как искусство фиксирует иные явления, которые так неинтересны, убоги, что вроде бы не должны вызывать внимания; но, видимо, все мы связаны более прочно, чем полагаем…

мне нравятся его ранние натюрморты

аналитический кубизм представляет мир как хаос, в котором художник как бы находит и фиксирует живые нити связей; и снова, эти вещи противоположны всякой систематизации, мир стремится к порядку (помните – «Neue Ordnung»?) – искусство упрямо пишет хаос

 

живопись противоположна миру сему – и я этому очень рад; она сама остановка, картина – миг покоя, гармонии — истины; любая поэзия, на самом деле – тоже остановка, так бабочка кружит над цветком

многие из нас кичатся скоростями – своих действий, операций, реакций или машин, а ведь, наверное, и само искусство современной жизни — и мудрость — связаны с умением притормозить, остановиться

это искусство размышлять и наслаждаться, а не бежать и хватать

много есть людей, в чьем странном сознании мир складывается лишь на бегу; и в сети они быстро бегают с точки на точку, подобные этим вечно мельтешащим насекомым, мелкой мошке, которая ни секунды не пребывает на месте и живет исключительно роем

и великая живопись ХХ века все пыталась сохранить человеческое, нащупать этот миг покоя, очертание гармонии, найти и описать этот человеческий живой мир, глубину смысла, высоту веры, возвышенность мечты – которые, конечно же, будут всегда противоположны праздной пустой болтовне и глупым играм переростков

П. Пикассо. Ваза с фруктами, скрипка и бутылка

27 июля 2018

Показать статьи на
схожую тему: