Симулякры

в современной жизни любой страны и культуры актуально появление и размножение симуляций, копий, фикций и пр., речь идет о

Замене реального знаками реального, то есть об операции по предупреждению любого реального процесса с помощью его оперативной копии 1

вы не просто даете копию: она отменяет\заменяет реальность, которая уже не сможет явиться и занять свое место – оно занято

Наглядность икон заменяет при этом чистую и сверхчувственную Идею Бога

конечно, церковь сразу приходит на ум как самый поразительный и ясный симулякр – веры, религии; тем не менее, никто не показал, каким образом это могло бы быть организовано иначе

дело еще в том, что симулякры проще, удобнее, те же копии икон беречь не надо, репродукции упрощают мне работу и пр. – симулякры окружают нас всюду

(Все становится) симулякром, то есть тем, что уже никогда не обменивается на реальное, а обменивается на самое себя

вот важная мысль: возврата нет, вы уже никогда не придадите такое значение реальному, подобно тому как книжник, который стал читать электронный текст, уже никогда не будет с таким волнением держать в руках ценную книгу

Переход от знаков, которые что-то скрывают, к знакам, которые скрывают, что ничего нет, обозначает решительный поворот. Если первые отсылают к теологии истины и тайны (к которой еще принадлежит идеология), то вторые возвещают эру симулякров и симуляции, когда уже не существует Бога, чтобы распознать своих, и Страшного Суда, чтобы отделить ложное от истинного, реальное от его искусственного воскрешения, потому что все уже умерло и воскрешено заранее

великолепная формула — «знаки, которые скрывают, что ничего нет», чистые симулякры, за которыми уже нет ценностей: музей закрыт навсегда, листайте альбомы, а лучше – просто откройте сайт…

ну и что изменилось? — это объективный процесс, с которым нам предстоит разобраться

Когда реальное больше не является тем, чем оно было, ностальгия присваивает себе все его значение. Непомерное раздувание мифов об истоках и знаках реальности. Непомерное раздувание вторичной истины, объективности и аутентичности. Эскалация истинного, пережитого, воскрешение образного там, где исчезли объект и субстанция…

ну, к примеру, искусствоведение, мемуары, мифы о актерах и художниках – вся эта раздутая мифологическая белиберда, которой они заменяют значения, смыслы, ценности – да это же мейнстрим современной культуры – или как мне ее назвать?..

в настоящей культуре свои проблемы:

Непоправимое насилие надо всем тайным, насилие со стороны цивилизации без тайн, ненависть этой цивилизации к своим собственным основам

там идет реальная борьба смыслов и фикций; в дописьменной культуре этой борьбы нет, потому что смыслы не установлены и не укоренены, поэтому тут царство симулякров: никаких истинных значений, нет основы; разумеется, очень скоро они и становятся этой основой

и теперь уже ни одно значение не может быть введено, ни один знак не имеет никакого смысла, и бесполезно тащить рукописи в редакции: там сидят симулякры…

а пишущая братия тоже особое племя: очень подвижное и способное приспосабливаться к новым условиям; так что новая ситуация сразу становится понятной и порождает новые волны плагиаторов и симуляторов, которые наводят лоск и строят дом на песке – причем прекрасно знают, что и на чем строят

так рождается культура-симулякр, без всяких перспектив и претензий, во имя золотого тельца; но не все так просто: вы не можете бесконечно пользоваться этой механикой, жизнь человека, к счастью, невозможно превратить в чистый симулякр

отсюда, ощущение потерянности, обреченности, депрессия в райском саду современного комфорта, пьянство и наркотики в среде преуспевающей и блистающей; и в такие моменты вдруг понимаешь совершенно ясно: действительно, по большому счету, нет ничего нового под солнцем

в искусстве это отражается сразу, и вы безошибочно видите парад симулякров вместо настоящих знаков и значений; я заметил странную особенность: у московских художников в ходу такие символы, как рыба, которая внутри оказывается целым мирком, или какие-то странные металлические птицы, которые никогда не взлетят

все понимают, что настоящей реальности нет, нечего отражать, смысла – нет, и человек замыкается в этих странных знаках; Бодрийяр это называет: «спасти принцип реальности», при этом возникают интересные парадоксы:

Преступление и насилие менее серьезны, потому что они оспаривают лишь распределение реального. Симуляция же бесконечно опаснее, так как, независимо от своего объекта, позволяет в любой момент сделать страшное предположение, что порядок и закон сами могут быть всего-навсего симуляцией

вот вам и коррупция: она может быть единственным спасением реального хода вещей, а вы лишь симулируете законность и движение, которого на самом деле нет, — так что лучше и что опаснее?..

именно поэтому так значимы оказались эти простые рисунки, словно возвращающие нас в детство; отвергающие существующий взрослый мир, кипящий мерзкими страстями и ненавистью – в противоположность бесчисленным симулякрам и фикциям, настоящая, пронзительная человеческая нота во тьме цивилизации

П. Клее. Сенекио

мне эта живопись говорит о многом

например, я совершенно ясно понимаю, глядя на его рисунки, что в человеке гораздо больше ресурсов культуры, духа, гармонии, чтоб уцелеть, чем принято думать – ведь мы живем в эпоху апокалипсической истерии

и таким вот образом образуется две параллельные реальности: мир за окном кипит мелкими страстями, исходит пошлостью и цинизмом, порождая парад симулякров; однако существует еще творческий субъект, чей внутренний мир продолжает жить и развиваться

и постепенно эти две реальности действительно стали параллельными и уже нигде не пересекаются; в этом плане, забавно смотреть на посетителей выставок таких художников: тут некоторые лица поистине проплывают мимо картин как чистые параллели


1. Ж. Бодрийяр. Симулякры и симуляция, с.2

25 февраля 2020

Показать статьи на
схожую тему: