ГлавнаяИдеиСтражМарсель Дюшан. Эрос

Марсель Дюшан. Эрос

М. Дюшан

…он всегда немного путался в этих вещах: зад-перед, мужчина-женщина, картина-объект-вещество

нагота бывает очень разной, мы даже не замечаем, насколько различно люди воспринимают наготу собственного тела: одни спокойно являются перед публикой, даже получают удовольствие, другие вдруг ощущают себя разорванными на части…

 

собственно, тело… тело… ну что такое тело? — оказывается, это почти абстрактная категория, черт его подери, ведь одно дело, вот, я сам с моими болячками и ежедневными ритуалами, это тело служит мне, выполняя разные функции

однако вот балерина показывает свое стройное, юное тело, вытягивает ногу, руку… она изящна и хрупка, будто хрустальная – тоже ведь тело, не так ли

а третье – когда тело начинает нагреваться, когда рождается желание, непостижимым и тайным образом ломая тело, сжимая его, концентрируя энергию внизу, бросая его к другому телу – это распятие на ложе, онемение остального тела, да и где тут мое – где твое?..

тут ведь философия: где была гармония духа и плоти, где текла нормальная жизнь и все органы выполняли свои функции, я мог смирять желания тела, ограничивал его – точно так же я выращиваю кактус или мой любимый суккулент, давая ему мало воды, чтоб крепла корневая система и пр.

но вот гармония разрушена – во имя известного инстинкта, который я не могу осуждать, понятно, и теперь это уже не тело – ну в самом деле, вы не ощущаете красоту тел, когда сплетается этот клубок, и вы давите, сжимаете, овладеваете другим телом!..

это мягкая, податливая масса, принимающая мою энергию и напор, выдерживающая удары со стоном и трепетом – и мы плывем в каком-то ином веществе эроса…

эротизм не в наготе, а в изломе; эротизм связан с осознанием, с чувствами – стыда, это на первом месте, потому что когда не стыдно, нет никакого эротизма, а есть деловой и бурный американский секс – такая же работа, как прочие…

дальше – неловкость, потому что мы ведем жизнь, начисто лишенную эротизма; максимум – дежурные шуточки по поводу фигуры, однако подход к сексу стал слишком деловым и прагматичным у обоих полов; ну скажите мне, где эта тонкая игра, этот волшебный флирт, эти растущие волны желания… все в прошлом

разумеется, причина в излишне резком обнажении: порно смело к черту все эти стадии и ощущения, заменив их добротным актом, механическим скаканием двух автоматов друг на дружке, чистое убожество, право…

поэтому первое – надо показать тело в изломе, в странной реверсии, потому что тут нижняя часть не совсем подходит… так сказать, очутилась не там; и это производит странное ощущение излома, пробуждает мысль…

красивые ню отжили свой век; видимо, у нас, и правда, теперь все иное, в том числе и секс, который все легкомысленно полагают чем-то вечным и одинаковым для всех времен – а это на самом деле совсем не так, потому что секс – своеобразный пик отношений

соитие – вершина, близкий контакт, соединение, которое выявляет все нюансы отношений, наши общие ценности и обязательства, и ответственность – да-да, десятки вещей, о которых ты, разумеется, не думаешь, но все они присутствуют; и ведь киношный секс – вранье, мы знаем это: все происходит по-другому…

короче говоря, у него тут напряженное осмысление современного эротизма (если он вообще существует – вот в чем вопрос, который остается без ответа)

но главная композиция – это «Женский фиговый листок» 1950 года

сначала выглядит как мини-юбка, однако там складка, которая предлагает еще подумать; да и по сути, где есть мини-юбка или нет ничего – разницы никакой, тоже некая ирония автора

тут эта подмена являет еще более резкий контраст: зад как бы смят, а основание при определенном освещении воспринимается как громадная рваная Дыра, являя контраст также с живой формой пластика

это искажение, точнее даже – комбинация искажений в столь простом объекте — очень эротична, тут лаконичная эстетика, открывающая совершенно новое направление в жанре

М. Дюшан. Женский фиговый листок (пластик)

это навязчивое желание убрать волосы известно из его биографии: его женщинам было непонятно, что его так раздражает – послушно сбривали; видимо, тут попытка избежать ощущения Дыры

об этом не принято рассуждать

когда женщины говорят искренне (как К. Брилья в одном из своих фильмов), они признают: есть такие состояния у молодых женщин, когда они ощущают себя этой Дырой, когда желание овладевает полностью и больше ничто на свете не имеет значения

фиговый листок такой вот юбочки или бикини – дань условностям, он ничего не прикрывает; атмосфера современного пляжа или, особенно, ночного клуба пронизана эротизмом: Дыра призывает, правит бал – в этом есть что-то сатанинское

с другой стороны, в обычной жизни женщины совершенно замкнуты, никак не выказывают желание, совершенно четко отвергают случайный флирт, в котором я лично не вижу ничего плохого; я хочу сказать, что мы утеряли прежнюю культуру светской эротики (он сам писал об этом 1)

мы мало общаемся, не ведем эту вечную красивую и милую игру – времени нет – или отчуждение, или секс, третьего не дано: Дыра воцарилась и правит миром; видимо, художника, человека с идеальным вкусом, это не устраивает, он ощущает убожество таких отношений

женщина сталкивается с мужской грубостью и неблагодарностью, неверностью и отчуждением; она ждет от мужчины заботы и нежности, а получает грубый секс как максимум – о минимуме и говорить не хочется…

однако ведь тут ее поле, ее епархия, тут она ведет игру; так что все это естественный результат упадка, а то и просто исчезновения женственности; тут исторический парадокс: женщины классической поры были неприступны и на каждом шагу имели связи; нынешние максимально доступны и раскованы – и часто одиноки…

сравните эти две эпохи, возьмите женщин в возрасте от 30 лет, и вы поймете, как остро стоит проблема, как глупо мы потеряли великую культуру!.. так что в этой вещи (так он называл свои работы) оказывается целый сонм противоречий и интересных, подчас неразрешимых, проблем современного эротизма

 

дополнение

последователи Дюшана вообще утеряли интерес к этим темам: что ж обсуждать смысл того, чего нет? – один из них технократ Тэнгли, модная фигура в 70е годы; кажется, пронзительные темы маэстро вообще ушли из повестки дня…

Ж. Тэнгли. Мета-Матик №6

неизбежно возникает вопрос, неужели мы, и правда, живем в механизированном мире, где ходят люди-роботы и не осталось настоящего творчества или веры? – думаю, это гипербола, которая имеет, разумеется, ясный смысл: это предупреждение, как хороший американский фильм-ужастик

на самом деле всегда было полно людей пустых, людей-машин, и теперь их просто стало пугающе много, однако реальной власти надо мной они не имеют – да им и не нужно ничего, кроме простых благ; поэтому, с другой стороны, такое искусство вольно или невольно преувеличивает влияние этой массы

на самом деле, по определению масса никакого влияния не имеет; эти носороги бегут мимо – не обращайте на них внимания, они так уже тысячелетия гоняют без толку, все те же…

да и это заигрывание с металлом, с проволокой, изображение то фигуры, то лица при помощи прутьев и каркасов – не добавляет человечности и поэзии, далеко от мистики и правды; эксперименты, которые никуда не ведут: есть такие ученые, которых увлекают именно безнадежные темы

я думаю, у них есть тайное предчувствие, что исследование никуда не выведет и не завершится ничем, но тут свои преимущества, по всей видимости…

1/4

Ж. Тэнгли. Мета-Матик №14

Ж. Тэнгли. Мета-Матик №1

Ж. Тэнгли. Колдунья

Ж. Тэнгли и Н. де Сен Фалль. Циклоп

человек в этих композициях утерял плоть (не говорим о душе) – оказывается, душа, дух, тело, род, образ – все это связано в некой исходной цельности, и утеря одного важного, базового компонента тотчас приводит к разрушению прочих

тут, и правда, какой-то иной мир, царство металла и механики, наверное, и любовь, и секс, и иные отношения стали такой же рутинной механикой, и бессмысленно призывать человека к какому-то иному отношению или поведению

есть и такие, кому это нравится: в пустоте им удобнее передвигаться с огромной скоростью или делать дела, это очень удобный способ существования без всякой сверхзадачи, всякого смысла… только иногда они останавливаются и ощущают нелепость происходящего и задают странные вопросы

например, такой: куда, черт его подери, девались все чувства?..

Ж. Тэнгли


1. The Writings of Marcel Duchamp (Da Capo Paperback)

23 сентября 2019

Показать статьи на
схожую тему: