Я машина

Реальное и виртуальное

мне давно хотелось понять природу творческого усилия

в самом деле, пишет человек, скажем, милый пейзажик с лодкой, и при этом он испытывает такие муки, такое напряжение всех человеческих сил, чувств, эмоций, что даже передать его обывателю – немыслимо

почему? – что движет художником? – и на самом ли деле он заслуживает звание творца, самое высокое звание на Земле? – эти вопросы уместны, и становятся все более актуальными в век охлаждения интереса к эстетике

люди стараются жить проще; поменьше ответственности, побольше гарантий и никакого творчества – все равно никто не оценит; все равно никто ни черта не оценит, ты же знаешь об этом, только не охота чувствовать себя белой овцой

тут идея в том что человек творческий несет огромный груз, и сегодня он пытается сбросить этот груз; наступает время безответственности, и понятие «сверхчеловека» кажется мифом, чистым мифом – убогим муравьям, не способным нести уже вообще никакого груза, так что даже простая эмоция уже доставляет им почти физические муки

посмотрите на иных молодых людей, которые «почтительно возвращают» Господу все те человеческие способности и права, которыми Он их снабдил: отдаются ритму, наркотику, компьютеру, самому черту – чему угодно, только бы не попасть в человеческую парадигму

они давно выпали из человечества

это вырождение и породило миф о виртуальном мире – и о том, что наш мир, сам человек – это вообще компьютерная симуляция, плод воображения, и на самом деле все человеческое лишь часть некой Системы, которая одна реальна

мелкие насекомые всегда ищут укрытие

 

в последнее время появились велеречивые пророки, ужасно оригинальные и «серьезные» работы, в которых наш мир представлен некой компьютерной игрой

It is not an essential property of consciousness that it is implemented on carbon-based biological neural networks inside a cranium: silicon-based processors inside a computer could in principle do the trick as well 1

разумеется, ПК может стать как человек – если человек совершенно уподобится компьютеру: утеряет свои живые эмоции, сложность внутреннего мира, метафизику и вообще упростится до такого виртуального придатка к машине, который целыми днями бессмысленно таращится на экран монитора

да я дальше пойду: многие наши сограждане вообще утеряли всякую способность рассудка, и сравнение такое даже для машины оскорбительно: деградация массового сознания идет громадными темпами; мы даже не подозреваем, сколько в мире живых машин! – и с какой скоростью их число растет…

только думаю, этот процесс мало связан с развитием техники, это обычная деградация человечества, для которой существуют вполне реальные социальные, экономические и пр. причины, процесс вечный, однако новые технологии снабдили его мощными средствами; и он ускорился невиданным образом

а кто сказал, что технология обязательно обеспечивает прогресс? – ленивые, малообразованные вырожденцы хватают любые новинки, именно чтобы, наоборот, ускорить регресс, обеспечить и оправдать собственное убожество и нет такого монолита, такой силы в мире, как агрегатная мощь паразитов

 

компьютер ставит определенный лимит; он не может стать разумом, ну хотя бы потому что его всегда программируют; в некоторых вещах он и сегодня намного превосходит разум, однако в главном – нет, и такое вряд ли возможно; но нужно ли нам это главное? – да и главное ли оно?

проблема не в том что компьютер переплюнет человека – проблема в том, что человеку понравилось уподобляться машине; что он готов забыть свое человеческое, потому что утерял его, потому что там напряжение, страдание, дилеммы – а тут увлекательная игра в жизнь

есть и другая сторона: там бунты, вопросы, личность – тут массы, механизм, система; это волшебное слово снимает все вопросы, и оно очень удобно для тех, кто управляет этим миром и кому вовсе не нужны всякие там субъекты и их проблемы…

машина устраивает всех

 

собственно, это не слишком оригинальная или новая ситуация в человеческой истории; ну в самом деле, как ощущали себя эти дикари под взглядом жреца?

или мирные обыватели под крылом испанской или французской инквизиции? – именно так же, как теперь: мощная система, которая за все отвечает, а мы все сидим, как пчелы в сотах, в великом Промысле Творца, все одинаковые, кто нет – на костер

на самом деле, теперь мы знаем, что под виртуальным «крылом» они творили свои непотребства и сжигали «ведьм»; ничем не отличается от современной блистательной корпорации, которая придумывает подобные теории и игры, чтобы в них утонули все эти стада – и не мешали…

и для искусства это не новая проблема; у Босха, Брейгеля люди обращены в придатки машин – например, брейгелевские праздники мне всегда казались каким-то чисто механическим действом, объединяющим людей, начисто утерявших личность

в модернизме тема становится все более актуальной: Эрнст пишет женщину, ставшую машиной; а понятно, что подобные «симуляции» в первую очередь захватывают сознание женщины; ее жизнь и так уже давно стала набором чисто механических реакций и занятий

оп-арт создает мир орнамента, который всегда нарушается: изображена попытка вытравить человеческое из этого машинного мира – пока не получается

  В. Вазарели. Композиция

встает вопрос, насколько оно вечно? – и можно ли обратить нас в чистые машины? – практика самой обычной жизни 21го столетия показывает, что не только можно, но процессы идут слишком быстро…

Уорхол – это тоже примечательное явление, ведь он выражает уже чисто механическое сознание, которое мыслит лекалами и копиями, оно фикция; да и в самом деле, что представляет собой сознание ординарного молодого человека нашего времени? — наша культура стремительно теряет импульсы; литература закончилась, а это значит, что у этого поколения нет неких монументальных культурных установок; те романы, которые еще читают, это уже сплошное мураками

о поэзии даже упоминать неприлично, классическая музыка для стариков, живопись – занятие для художников, остальные в ней просто ни черта не понимают и т.д. – так что это сознание просто не имеет другого выхода как стать придатком машины

идея в том что не компьютер совершенствуется до уровня человеческого разума (как полагают эти мыслители), а напротив, человек нисходит, стремительно деградирует до уровня машины

и такому человеку очень понравятся – и будут использованы для самооправдания подобные теории симуляции, однако в истории культуры это будут не первые дурные мифы – думаю, и не последние

 

вывод можно сделать такой: в ХХ столетии человечество, во-первых, совершило качественный скачок, во-вторых, пережило громадные катастрофы – оба эти события надломили наше сознание; произошел разрыв

и теперь мы стали очень разными

ведь сегодня мы живем в демократических обществах, в смысле: гомогенная масса населения, все перемешано – аристократы, дегенераты и пр. — на самом деле, не все согласны быть частью муравейника и утерять собственное лицо; в недрах «демократического» общества рождаются примечательные исключения

Ж. Бодрийар, самый серьезный социальный мыслитель нашего времени, вообще отменяет общество; на фоне торжествующей «виртуалистики», гениальный Ф. Бэкон пишет корчащегося, кричащего, распадающегося человека – в общем, из нас еще рано делать тесто

разумеется, существует фантастика; и этот ход, что наши больно умные потомки с мощным интеллектуальным ресурсом (мы вообще переоцениваем свои ресурсы, технология вскружила головы) – произвели симуляцию, и мы живем в их модели – интересная сказка, только сказки надо уметь читать; в сказке всегда намек

а намек тут следующий: наша цивилизация прекратила жить творчески; виртуалистика – паразитическая модель существования, и такому человеку не нужны никакие симуляции, он и так в жизни сей отсутствует, сквозит; это как анекдот про грузина с черным членом: не надо никакой операции, генацвали! – сам отвалится

 

Примечание

1

когда художник пишет оп-арт, он ужасно увлечен процессом; не надо думать, что это некая социальная критика или карикатура на сознание – это получается само собой, и в этой идее есть важное зерно

в человеке работают разнонаправленные векторы развития: если вы не идете вперед, значит деградируете, третьего не дано, и в механическом узоре художник делает срыв

и я невольно задаю себе вопрос: остались ли в современном человеческом сознании потенции таких срывов, разрывов, вообще говоря, живого и настоящего творчества?

смотрю Бэкона и уверен, что да; смотрю Уорхола – и совершенно уверен, что нет

вот над этим художником не надо ломать голову, тут все просто, как апельсин: наш разум оказался в мире мультипликации, бесконечных повторов, так что наше восприятие способно только раскрашивать данные формы

у него есть просто набор лекал, по сути оно уже машина и работает как таковая

в Уорхоле нет вообще ничего человеческого, это и есть самая примечательная черта, это и привлекает и отчасти даже завораживает определенного сорта публику

примерно как на поп-концертах, когда вся эта масса звука, света обрушивается и отбивает все эмоции, оглушает и превращает в частицу ритма: современный человек всеми силами стремится стать машиной, заберите у меня эти чувства!..

бесконечная галерея одинаковых форм, массовое производство образов, ничего необычного или нового, даже самые нервные могут спокойно входить в зал

часто, глядя на такую живопись, мы становимся жертвами модернизма, который приучил нас к наличию тайных знаков и глубоких значений; не напрягайте тут мозги, игра не стоит свеч

дополнить галерею можно бесчисленными шедеврами компьютерной графики, удивительно холодными и безликими узорами и эффектами, которыми иные художники на время увлеклись – и большинство отшатнулось в ужасе перед этим холодным чудовищем

 

2

в политике все упрощается до карикатуры; в самом деле, была ведь не только «машина инквизиции» — вот эта «машина Рейха» или МСС, «система Гулага» и пр. говорят сами все, уже без утайки, и как только возникает новая подобная «система» или «модель», значит вас снова запихивают в тоталитаризм; хотя он может иметь и вполне цивильную морду…

тут впрочем явная оригинальность в том что меня теперь делают виртуальным; вообще, цель у них всегда была одна: уничтожить личность, — а значит, культуру, творчество, знание — создать стадо и гнать его куда им нужно

по сути, совершенно все равно, какую форму примет эта сила, или «система», и пусть это будет дурацкий рэп или мегатонны «металла» или компьютерные стрелялки или просто «наша корпорация» — неважно, суть у них одна и враг один: настоящее искусство, настоящая философия — и Бог

 

3

судьба творческой элиты поистине трагична – каковой и всегда она была в истории культуры, в меньшей степени, — ведь что значат эти бунты музыкантов, этот эпатаж и пр.? – хотят вырваться из-под власти системы

а они и служат системе, и собирают это стадо и проповедуют ему вечную любовь, которой никто в глаза не видел, и тут я вижу трагическое противоречие, которое и бросает их в пьянство, наркотики, и губит лучших из них; перед глазами моими славная фигура Джима Моррисона…

общество, арена, площадка – становятся запретной зоной; и как же нам мыслить вместе, бунтовать и строить новый мир, когда собирается больше ста человек, и это уже толпа, и в ней с неизбежностью начинают проявляться те же мерзости и работают те же системные законы!..

впрочем, и это не новость:

держись подальше от толпы, Луцилий…

 

4

предрассудки, суеверия, мистика – неотъемлемая часть моего сознания; и я совершено не желаю из него что-то выбрасывать или врать

и суеверие системы – или, например, что среди женщин много ведьм и их надо сжигать на костре, — это, увы, обычное суеверие, в котором нет ничего особенного; парадоксально то, что тут человек, объявивший себя новым, виртуальным, компьютерным или каким там еще – на самом деле несет в своем сознании те же суеверия в новом обличье

видимо, нам очень важно не утерять критического чутья, быть аналитиками и рассматривать все эти явления под углом мировой культуры; еще одна трудность заключается в необходимости сохранить эту цветущую сложность культурного сознания, со всеми его суевериями, страхами и пр.

видимо, у нас все же есть эта базовая структура, это незыблемое основание, на котором можно строить и здания, и алтари, и храмы; просто у современного человека очень остро стоит проблема реализма бытия, и он быстренько скрывается в своей виртуальной норе (см. Кафку)

 

5

тут ясная фигура парадокса: банальная и несомненная реальность внешнего мира погружается в виртуальное болото, а совершенная ясная условность абстрактной живописи звучит совершенно реально

наверное, и это не новость: так построена наша культура, что избирает живые элементы из массы внешнего, общего существования, и рождаются особые черты, идеи, ценности, личности – так что парадокс недаром стал основной фигурой нашего мышления

тут есть и опасность: ситуация вдруг становится настолько парадоксальной, что вообще теряет черты реальности; возможно, нечто такое случилось и с современными фанатами виртуалистики и различных симуляционных теорий и фильмов о пришельцах

кстати, тоже не случайные штуки: все эти пришельцы, киборги и супер-герои потому и супер, что вписаны в систему (они обычно брыкаются, для порядка) – в эту великую виртуальную космическую и еще-не-знаю-какую-но-мощную Систему; эти фильмы завораживают магией Великого Незримого

их авторы мыслят будущее исключительно в терминах Оруэлла, причем сатирический и критический пафос как-то куда-то испарился, ушел, осталась реальность механизированного и совершенно подчиненного сознания – уже как факт

тобой управляют, спи спокойно, дорогой товарищ, вечная песня всех тиранов; в ход идут любые байки – от пирамид до супер-пауков — и часто нормальным людям бывает трудно вернуться на столбовую дорогу, все бродят огородами и ищут правду – как в известном рассказе Чехова, вы ж помните тех пастухов…

 

6

что с этим всем делать – вопрос непростой; во-первых, тут каждый решает сам, ведь тут еще надо, чтобы ты сам ощутил вкус этой заразы – на обертке не написано, — и довольно трудно держаться в стороне, никаких контактов (она ж действительно зараза!)

вообще, аксиома эта проста: познание всегда развивается скачками, в форме эксцесса – потом все более или менее устаканивается; но пока бушует – надо что-то придумывать

скажем, тут развиваются чисто личные механизмы противодействия: я никогда ничего не покажу, ни слова мной написанного — никому по собственной инициативе; откуда такой комплекс? – да потому что это бессмысленно: эти механизированные или виртуальные мозги не в силах переварить ни одной идеи

это как несварение желудка, ты же не станешь туда швырять новые порции пищи

для меня лично, эта проблема оказалась совершенно неразрешимой, однако я согласен жить с этой неразрешимой проблемой, чем пускаться в сей неароматный поток под названием канализация

другой вопрос: некоторые полагают, что они уже тут и нас готовят к тому чтобы вписать в указанную Великую Систему – в систему Вселенной и пр., я не против, да и кто был бы против, только бы она не оказалась очередным коллектором


1.N. Bostrom. Are you living in a computer simulation?

29 октября 2017