Веретено. Ив Танги
1
…у женщины тот возраст, когда секс превращается из заботы в тему; да-да, несколько раз они это делают, потом всю жизнь об этом говорят – точь-в-точь как русские интеллигенты, которые забирают в голову пару идей и потом всю жизнь с ними носятся, как курица, которая никак не может разродиться
это вообще странный образ; только странное нас начинает странным образом влечь, когда окажемся в этой странной картонной коробке для пауков…
у них догма об этой славной русской интеллигенции, которая обладала каким-то поистине безграничным сознанием и умела впитать все влияния, и они все были «граждане мира» и у нее была прорва знаний и «глубина» и пр. чепуха и ложь, которой нас кормили с детства (в совке все были интеллигенты); на самом деле они себя все с Достоевским спутали, но тут явный перебор
интеллигент – это ограничение
определенный интеллектуальный горизонт, который всегда был узок, а уж в совке, конечно, стремительно сужался до булавочной головки: рекомендованные идеи и убеждения, групповщина, по сути – нора
вся современная жизнь славной и смутной эпохи «промышленной революции» запихивает человека в нору, превращает в обывателя – это чутко понял Чехов – и ограничивает его горизонт; вот, вы, мадам, полагаете, что вся эта лавина знаний его расширяет – а я вижу все наоборот
— как так?
а очень просто: вам дают готовые сведения, сформированную идеологию, все нужные рецепты жизни и таким образом и ограничивают работу собственного ума, он существует на всем готовом – по сути, просто набор готового платья из универмага, ничего личного
при этом, разумеется, все они личности, как же иначе…
это вообще башка, набитая вопиющими противоречиями и цинизмом, который прикрыт гуманистической и прочей белибердой; на деле, сплошные шоры, и в этом была суть всех этих жутких тоталитарных режимов, а также буржуазной культуры – все это они поддерживали с особым пылом
такой же был горизонт совковой поэзии: материализм, робкие попытки выбраться из гнезда, вылезти из норы, вечное веретено пустых мечтаний, простецких отношений и «свежих» метафор
любое личное заявление, настоящая исповедь – звучат на этом фоне дико, как явление настоящего носорога, живого огромного зверя среди картонных декораций детского театра
— а что же надо?
а надо любой ценой раздвинуть рамки, сломать дурацкие шоры; свобода не есть свобода говорить то, что предписано властью, классом, группой или модой, а то, что я лично думаю и что лично пережил; это мой МИР

И. Танги. Монумент
холодно?
но в этом моем мире мне приходится все создавать заново; да, тут свои дали – довольно туманные, — свои небеса, высокие, стальные – до них пока не добраться – свои монументы – вот, как раз монтируем…
понять это невозможно – я и сам не понимаю; извините, мадам, но тут иначе стоит вопрос; вы по привычке мыслите: увидел объект – надо его понять и включить в ряд известных объектов, желательно с «прогрессивным» уклоном, и таким образом поскорее выкинуть из головы, которая забита… впрочем, это уж меня совершенно не касается…
нет, тут совершенно другое: это вам не удастся ни понять, ни включить, ни выключить, кстати говоря, тоже, потому что будет преследовать, как кошмар… как совершенно чужое – вот-вот-вот, чем я буду бить это проклятое отчуждение – холодом, отчуждением, его же оружием!..
так вот, никуда не включите этих штук, потому что они уникальны
— стоп, — говорит она гневно, — значит, если я сейчас буду лепить всякую всячину, все, что мне в голову приходит..!
так почему вы этого не делаете?! – почему?!! – может, нет такой потребности и вас вполне устраивает эта свинарня? – вы простите, но разговор пошел на высоких тонах, — если вас все тут устраивает, так не о чем спорить, а я так вообще не спорщик; меня – не устраивает, категорически
мои стальные небеса и томящие пустыни мне дороже всех ваших Каннов (и Каинов)

И. Танги. Без названия
моя тоска беспредельна…
я живу в мире искажений, то есть я вижу его реальным миром, и потому в каждый данный миг содрогаюсь от искажений и суррогатов, которые для вас привычны как воздух; черт вас подери, вы жуете какую-то кашу из ошибок и суеверий, утопий и мечтаний, которым грош цена
свои ублюдочные понятия применяете к великим прозрениям гениев, все меряете на свой убогий аршин, и ваши дети отвращены от культуры, которая стала парадом симулякров; они более чутки и искренни, только надолго ли?..
почему же так вышло?
все дело в том, что на эту группу возложили непосильные задачи; русская интеллигенция оказалась мостом между классами, она и земство, и просвещение, и науку поднимать; ее голос — единственная надежда на демократию и пр. – она не справилась с этими задачами
она не обладала самобытным мышлением, русским мышлением, нахватались идей из книжек, и все это очень дурно закончилось, с огромными жертвами; ее главная черта – поверхностность, или пошлость: в данном случае, пошлость интеллекта; она похожа на чеховского учителя словесности, помните, «Волга впадает в Каспийское море…»
она хватала на лету самые горячие политические идеи и тотчас применяла их в России; не могла подняться до настоящей философии, была дурно образована и выдвигала именно банальные идеи (свобода, равенство), игнорируя настоящие и ценные; сказались века развития без свободной мысли, без философии, без науки
она была просто не готова для такой исторической роли, а потому и строила этот пошлый, крикливый и бесплодный горизонт «бедной русской мысли»; все выдающиеся мыслители были не из ее рядов, они все православные, это же касается и поэтов, и пр.
она народа своего совершенно не понимала ни до, ни после того, и все желала сделать из него какой-то другой народ – например, американский, и до сих пор все той же дорожкой бежит тупо и безнадежно заблудившись в истории – удивительное слабоумие…
разумеется, владея прессой, она сама себя восславила и продолжает в том же духе: она «цвет и совесть» и пр. чепуха (кстати, любая совесть тотчас теряет всякий смысл при отсутствии интеллекта: перечитайте драму «Гроза»)
типичный современный интеллигент – плохо образованный человек с дипломом и набором стандартных убеждений (демократия, права, власть – зло), которые никогда не пересматриваются; это удивительные люди, совершенно бездарные, продажные и не пригодные ни для дискуссии, ни для творчества – ни для чего, в сущности
кстати, они замечательно лицемерят и умеют продавать себя с честной мордой, удивительная сволочь; в общем, неинтересная тема…
2
— но нельзя же каждый раз строить с нуля?
почему же нельзя; вполне возможно, и только так и приходится создавать нечто действительно новое: современный мир представляет собой торговый комплекс, где есть все, так что не возникает никакого желания что-то делать собственными руками: все уже сделано, только плати
это вполне стандартное заблуждение
его поддерживает привычка и известные профессиональные заболевания: одно из них – перфекционизм, который талдычит о том, что все должно быть совершенным, что твой мир есть раз навсегда завершенное сооружение, все полочки протерты, все столы блистают и везде полный порядок
кроме башки, разумеется, где царит хаос и лезет всякая чушь, но ведь этого никто не видит, так что какая разница — вот-вот, такое полное безразличие к главному и все внимание деталям – следующая черта этих мелких людишек, не способных на свершение; да и познание они уже прошли и раз навсегда захлопнули двери для новых идей или мнений
мы исходим из противоположных позиций
ничего не завершено – более того, ничего никогда и не может быть завершено; и в том весь кайф, что все в процессе, все бесконечно и никаких точек я никогда не ставлю

И. Танги. Бесконечная делимость
— но что это значит??!
так я не знаю!
в этом все дело, что я не для того создаю все это, чтобы обозначить имеющиеся значения, всем известные идеи (повторяю в сотый раз), а для того, чтобы установить значения в бесконечном движении к истине (если она существует)
потому как, видите ли, вполне может быть, что не существует не только узкой интеллигентской «правды» — помните, уже была одна правда, так она и называлась – но и вообще никакой окончательной Истины, которую мы пишем с большой буквы и так превозносим
и жить придется тем, что сумел накопать сам, бедно, конечно, и в некоторой тревоге, однако зато в этом уж не будет никаких сомнений – больше никаких сказок и утопий, хватит!)
я ничего не требую; понимаю, что говорю о людях, от которых и невозможно ничего требовать, потому что они уже выполнили свой жизненный урок и на большее просто не способны
так что вы, ребята, крутите ваше веретено про свободу и демократию, служите хозяевам и живите в шоколаде; нам до вас нет никакого дела, как и вам до нас; это идеологическая догма, партия в противоположность творческой стихии, свободе, ничего общего, совершенно разные миры, так что это и правда скучная тема, чао…
…
…а тут у нас обломки, да, никаких особых свершений
обломки, обломки, разбитые мечты и улетевшие в небо птицы, которые уже никогда не вернутся, пыль и щебенка руин, обрывки воспоминаний и какие-то странные формы, они все время мелькают, кричат, зовут в воспаленном сознании, которое не знает сна…
по сути дела, его искусство – это раскопки, долгое и упорное исследование, о, потому что это так только кажется, что вот, сейчас стану жить свободно: я же все понял! – но это только начало пути, потому что теперь надо расчистить площадку от всего этого мусора (см. выше)
и потом, после титанических трудов (вспомним Геракла), он начинает созидание; но оказывается, что первые опыты очень странные и совершенно не напоминают сияющих дворцов
чистая археология личности
в нас не так много настоящего смысла, как мы полагаем, г-да, сплошь банальности и эти пресловутые «знания», которыми они набивали наши бедные юные головы и которые оказались совершенно не нужны в настоящей жизни
да разве они об этом знали…
это ощущение неудачи…
все время неудача, потому что – это ведь естественно – как только вы посмотрите совершенно серьезно и объективно на дело рук своих, что ж, совершенно ничего общего с блистательным замыслом, снова ничего не получилось
только это смотря на каком фоне смотреть: опять, если с позиции, что человек есть царь Вселенной (или кто там еще) и завоеватель космоса и с Богом под ручку ходит, тогда это ничтожество; ну а если с позиции ПЕРВОГО ЖИВОГО СЛОВА В МЕРТВОЙ ПУСТЫНЕ МИРА, возникает совершенно иное ощущение
да, тут все же есть одно преимущество, а именно: в этом холодном мире общих фраз и кипучей пошлости мне удалось сваять нечто свое, собственными силами и по личному проекту, ну, не зря небо коптил и слова говорил
так что теперь вам придется это учесть

И. Танги. Под угрозой солнца
3 глюки
абсурд
да, вы правы, не жизнь, а обломки; однако я могу на это возразить, что вы что-то стали в последнее время слишком кичиться цельностью своего «современного мировоззрения»; а сказать вам, что такое на самом деле это ваше «современное мировоззрение»? – оно более всего похоже на торжественные похороны
вы же отреклись или зарыли все лучшие порывы и самые главные ценности, так что обломки – это и есть ваш реальный мир, и это еще громко сказано; а лучше: симулякры, фикции, и вы замечательно научились не видеть разности
я думаю, современный человек просто попал в энергетический тупик; да, все дело в энергии, которую мы не умеем претворить, реализовать, не говоря уже о том, чтобы реально и системно управлять ею
и поэтому человек потерялся: новые и новые функции и знания растащили его сознание, так что он вынужден был жертвовать самым существенным, самым базовым, ибо оно отвлекало много энергии; в результате он много жрет, спит и трахается, вот и все, а хваленый разум его совершенно бесплоден, когда он преет в офисе по восемь часов и бессмысленно бродит по сети —
одна физическая энергия – на прочую не хватает ресурсов

И. Танги. Последние дни
мы называли это глюками
глюк – это из известного абстрактного анекдота, когда мужик сидит на берегу с горстью камней и мыслит, работает; его спрашивают, в чем суть, а он говорит, что суть в глюкизме; через определенные промежутки времени кидает камень в воду: смотри, говорит, слышишь? – глюк… (это про совковые НИИ – и не только)
жизнь интеллигента – чистый глюк (по-немецки – радость)
зайдем с другой стороны: ставить задачу оправдания всего мироздания, или хоть всей человеческой жизни – нелепо, потому как что вы об этой самой жизни реально знаете? – половина гипотезы, остальное – дурные знания, надерганные из разных областей (а чаще просто из сети)
так что субъект (антипод интеллигента) смотрит на это совершенно иначе и вообще не посягает на такие горизонты; он желает осуществить, реализовать и, по возможности, понять собственное существование, и задача оказывается не столь простой именно из-за всей этой рухляди, которую вы тут нагородили
слова без смысла, дрянные мифы, просто ложь, обломки утопий и знаний – в этом бардаке не так просто найти тропу; отсюда некоторое раздражение, — прошу прощения – которое испытывает идущий
но согласитесь, это же совершенно естественно: если невозможно больше изъясняться привычным человеческим лексиконом (потому что в нем все слова заляпаны вашей ложью и слюнями), значит мы изобретем свой собственный язык; в данном случае совершенно безразлично, «кто нас поймет» — важно выразить суть
мыслю значит существую
и поэтому мне приходится все выдумывать заново – кажется, я просто заново рождаюсь – и моя нежность, моя тоска, порывы и страхи, и надежды – все это я пытаюсь восстановить в этой пустыне мира…
но вам они непонятны, потому что вы-то смотрите на них не с позиции пустыни, а с мнимой высоты вашей хваленой «цивилизации» — и тут мы друг друга никогда не поймем; для вас, это как оторваться от поручней и сигануть в холодную воду; жопу бережете, г-да…
я честно признаюсь, что вас не понимаю, и в этом больше пользы, чем в вашем всеобщем единодушии, поверьте бродяге: это единодушие есть согласие нищих (они всегда в единстве и во всем единодушны – толпа, свора, масса, куча, сброд)
настоящая прибыль только из различия, а познание из конфликта: чтобы узнать нечто и понять его, надо пуд соли съесть, себя сломать, переступить через черт его знает какие табу и пр., и пр. – вы этого не пробовали?..
глюки-то были непростыми…
тут тактика: как только вы наваливаетесь на нас со своими дивными перспективами свободы и равенства, как только начинается очередной круг тягомотины про права человека и какие мы все будем совершенные и сияющие, просто настоящие американцы!..
(а это ведь вам давно ваш князь-то напел, про то, что «будете как боги» и пр. — вот до сих пор и бежите все тем же безнадежным кругом)
для ублюдочного сознания, полноценность — угрожающее явление, гений – вечно чужой; совершенно ясно, что обыватель не способен понять гения, да и с какой стати! – что его заставит? – да более того, эти идеи и само такое бытие для него вредны и есть прямая угроза его покою (он это чует)
и невозможно, и вредно учить ваших детей таким образом, и все Сократы для них — вредны и опасны, так что Анет и Милет совершенно были правы, как и уважаемые афинские старперы – вот вам итог очередной эпохи интеллигенции, ничего нового под звездами…
хватит, я лично сразу же сажусь на бережок и начинаю снова кидать камни
такая вот дурацкая натура; не понимаете? – потому что плохо читали классику: там же уже было написано про стеклянное здание и про совершенство, и про то, что человек «может даже себе и плохого пожелать», потому что, мол, возлюбит своеволие больше этой вашей сытости и равенства
я, например, видимо, урод, потому что ненавижу и страшусь этого равенства – вообще, не понимаю, о чем тут речь: мы же не гвозди и не фортепианные клавиши (помните?)… в общем, предлагаю зафиксировать полное непонимание сторон и разойтись по своим делам
глюк!..
…
а тебе, моя радость, скажу правду: может, я их и не люблю, но отчасти и завидую: беспредельна моя тоска на этой безлюдной равнине; и когда сижу тут под этим стальным небом, я очень хорошо понимаю, отчего люди все сбиваются в кучи
они-то не против, чтобы ими руководили, только надо, чтоб ясно было, кто и зачем – все равно не получается, однако более всего страшится человек всяких голосов, держится за спасительное знание, которое якобы дает ему уверенность – все это лишь слова, понимаешь?
и когда я говорю с ними или пытаюсь учить их детей, у меня все время ощущение, что от души кусок отодрали, ограбили без толку (для них там нет проку, никакой прибыли) – и напрасно вылез
и я снова слушаю эту тягучую флейту, которой Эрби Манн вытягивает из меня душу – оно дело полезное, потому что когда душа во тьме, там черти заводятся; и потому, что же, снова в путь – а путь тяжел и одинок, абсурд
привет, Сизиф
знаешь, у меня, видимо, особый путь, и не сам его выбираю; нет тут ни моей решимости, ни моей воли – и давно уже; и знаешь, эта зависимость тоже иногда бесит; впрочем, все это, конечно, малые детали, ерунда; главное, мы существуем и у нас в этом нет никакого сомнения
я смотрю в твои глаза и вижу там реальность
***
Разве кто-нибудь подрядился каждый раз, когда разуму чего-то очень захочется, тотчас же нести ему все, чего он спросит, и разве мы в самом деле обязаны во что бы то ни стало угождать разуму и не вправе раздражать его? (Л. Шестов)
«So bleibt es immer ein Skandal der Philosophiе und allgemeinen Menschenvernunft, das Dasein der Dinge ausser uns bloss auf Glauben annehmen zu muessen, und, wenn es jemand einfaellt es zu bezweifeln, ihm keinen genugtuenden Beweis entgegenstellen zu koеnnen» (Im. Kant) 1
1. Для философии и вообще для человеческого разума всегда будет скандалом, что существование вещей вне нас остается для нас предметом веры и что, если кто-либо вздумает в нем сомневаться, мы не в состоянии доказать ему это существование