Сальвадор Дали. Интеллект
Quien comenta, inventa
…бюст Вольтера особенно его возбуждал, видимо, потому что в нем есть острота и вызов, вызов интеллекта; и там при увеличении изображения мы видим, как возникают женские фигуры — его глаза — их головы – Вольтер как историческая картина (вполне бессмысленная, как и всякая другая)
гений предстает лицом эпохи, которая прорывается и размывает это лицо, тут диалектика формы и содержания, вполне абсурдная, чего иного вы ожидали…
Гала сидит и глядит на сей паноптикум, словно готовится стряпать из этих продуктов – они там справа, на блюде, в глубине и пр. – словно композиция еще не готова, и это ясная идея о творческом континууме: ни один опус никогда не будет завершен и понят до конца, не потому что у нас нет знаний или интуиции, а просто его теоретически нельзя прочесть до конца, потому что сам мастер этого не понимает: до конца — значит смерть, конец, утвержденная истина, а такая истина просто никому не нужна (догма)
и тут важна сама тема: интеллектуальная живопись — это уже серьезная заявка, при этом каждый мыслящий — всегда скептик (это аксиома), и отсюда этот вечный композиционный бардак, нестыковки, ложные образы и пр.
такая картина — вспышка, прозрение, и глупо думать, что она является как каприз или мистификация; недаром все-таки они описывали это странное, чисто творческое состояние какого-то экстаза, когда хочется создать сочетание несовместимых вещей
тут всегда было мощное напряжение чувств, и творческий человек неизменно ощущает абсурд окружающего мира: теперь надо сделать паузу
тут надо пояснить различие между свидетельством об абсурде и «социальным протестом» той же интеллигенции, которая непонятно к какому классу относилась и при чем тут была она? –
одно дело чувствовать нелепость всей этой «действительности» и уходить в мир творчества, мир истинных ценностей, совершенно другое дело — стряпать всякие утопии и морочить головы обывателям, мол, «мы свой, мы новый мир построим…» — этого различия тут никто и сегодня не понимает
слишком мало собственных идей, все заимствованы у сомнительных авторитетов и перевернуты, искажены черт его знает как! – слишком мало идей и слишком много энергии, которая бешеным потоком выливается в этих «прогрессивных» утопиях, совершенно безысходная ситуация!
и отсюда, неспособность к моделированию, к движению в абсурдной среде — от нее лишь шарахаются, полная нечувствительность к метафизике, к верной интуиции; не говоря уже об элементарном вкусе, который тоже на чем-то базируется – не о кофтах речь…
итак, творец погружается в абсурд, чтобы добыть крохи смысла; вокруг он их не находит; и он передает этот абсурд в форме, доступной для живописи – в форме знака, сложного синтеза знаков; тем не менее, они открывают дверь в иной мир
и там царит потрясающая многозначность символов, там нет нашей привычной суеты и мелюзги бытовых проблем, и все пространство занято интеллектом, который обнаруживает в себе неразрешимые противоречия и глубочайшие прозрения
странные эти картины Дали, где он играет с человеческим телом или лицом – то Венера, то это Вольтер, то просто череп, и лицо при увеличении оказывается населенным историческими фигурами, пульсирует и исчезает – и при уменьшении изображения является вновь как гипсовая голова Вольтера
сама игра со временем – вечная тема, ведь мы пленники времени, наше сознание никак не может справиться с этой условностью и желает освободиться – я Вечности жажду! – во мне бушует тайная сила, которую мудрец Фихте назвал тоской по вечному
и эта игра есть преодоление времени, и, конечно же, всей этой лживой истории, нелепых картонных декораций, в которых по сей день блуждает потерянное человечество…
художник играет с рисунком, он при этом ничего не «имеет в виду», никаких подтекстов вы тут не обнаружите (если только не выдумаете сами – в чем нет ничего зазорного, для того и создана картина) – тут другое…
для того чтобы понять это, надо потрудиться; тут ведь какое-то особое и сложное состояние сознания; ну, для начала, давайте попробуем посетить музей; вот, мы идем по залам и в углах стоят эти бюсты, а на стенах висят картины
картины – окна в иные миры, и мы одновременно присутствуем в разных мирах; а вот бюсты… они торчат тут, в нашем мире, оживляя эпоху? – нет, они демонстрируют что-то другое: я ощущаю этот холод, который исходит от их бесстрастных пустых глаз…
такова история
таковы мозги, населенные историческими персонажами, интеллект, в котором постоянно оживают «картины прошлого» — на самом деле, ну что там у вас сегодня оживает, милые мои?
перенапряженное сознание давно уже бросило попытки мыслить самостоятельно, когда к его услугам всевозможные готовые изделия, сплошь суррогаты, пошлые мифы, а на 50 % просто выдумка, которые и заполняют это сознание благодаря тысячам томов, фильмам, тв
история тут работает как власть: полностью парализует ум, установив некую картину мира – не самого лучшего качества; это мир, где все время воюют, плюют на мораль, нарушают все законы и договоры, где оправданы любые преступления: да, мы весьма снисходительны даже к таким фигурам, как Мессалина или Калигула, они частые гости на экранах, в то время как вы видели там хотя бы одного святого подвижника?!..
смешной вопрос, правда?..
у Дали я вижу человеческий ум-перевертыш, который максимально неустойчив, не владеет ничем и может быть населен любой дрянью – собственно, это факт нашей жизни, а не выдумка художника; он просто ощущает это скольжение, неустойчивость, податливость обывательских мозгов – и сам успешно манипулирует ими
это бунт интеллекта
у гения он, видимо, перенапряжен, а у ординария, напротив, лишен своей собственной жизни, своих настоящих функций; так было всегда? – разумеется, только тогда жизнь была несколько иной, чем сегодня: эта скорость, напряжение, потоки информации воздействуют на ум
и он заявляет права – в форме тоски, злобы, уныния, и чаще всего эти потоки обрушиваются на других; сам эгоизм современного человека — не более чем защитная функция сознания
слишком много мозгов на этом свете пребывает в состоянии пустого кипения или полной летаргии
и такое сознание преследует настоящий интеллект – ревность, отчаяние, ненависть, зависть – оно же живое! – и в мире, полагаю, теперь стало слишком много этой извращенной, кипящей попусту энергии, быть беде…
мне нравится у Дали, как он остро чувствует и точно фиксирует искажение; наш мир – пресс, который деформирует сознание миллиардов людей, используя самые современные, массовые средства подавления, так что тема более чем актуальная
и поэтому я вовсе не претендую на знание его мыслей – это совсем другое – у меня свои мысли, и картина — лишь причал, от которого мы отходим в собственное плавание
снова отступление
М. Виролайнен в умной статье совершенно верно замечает о правде автопортретов:
…приходится сделать вывод, что мысль… изреченная о самом себе не только есть ложь, но и должна быть ложью, если мы желаем сохранить то состояние личности, которое считаем нормальным и здоровым 1
художник выбрасывает образы (шлак), чтобы уцелеть, чтобы они не разорвали его сознание; просто, у сюрреалистов гораздо больше правды этого сознания – и этого неизбежного безумия, которое так настораживает жрецов от литературы: им нужен непременно «нормальный» художник
что это такое, они не ведают, но это уж обязательное условие; потому как «поэтический бред» и всякий прочий сюрр они понять не в силах – значит, безумие, значит ненормальный, штамп и подпись – и на свалку; на самом деле свалка находится совсем в другом месте…
выражения типа «заведомо ошибочное субъективное утверждение» или «система находится в полном отключении от реальности» 2 — это и есть чушь, ученый бред, потому что художника сегодня давно уже не интересует никакая ваша «реальность», и именно «субъективное утверждение» вызывает мой интерес — исключительно
элемент экзальтации, безумия, выхода за рамки «нормы» (что это такое?) – все черты творческого порыва, и я сильно подозреваю, что общая деградация культуры вызвала эту страсть устанавливать везде эти самые нормы, чтоб совершенно искоренить всякий интеллект и всякий порыв
больше всего боятся эти г-да прослыть идиотами, надежно засели «уверенные люди середины»; я бы сказал, что это одна из самых острых проблем современного мира, которым сегодня управляют явно люди, далекие от всякой нормы – в том числе и психической; поэтому тут не вопрос диагноза (в этой области медицины он всегда сомнителен), а проблема цели
эти люди хватаются за правила, нормы, как за соломинку, земля уходит из-под ног: они не понимают этой жизни, этого искусства, в то время как истина проста: настоящая человеческая жизнь есть не следование каким-то придуманным нормам, а творчество жизни, форм, образов, иное — смерть
музей – кладбище, культура – склеп
иду и ощущаю, что во мне миллионы несбывшихся надежд, вопросов, которые кричат и не находят ответов, убитых чувств, забытых идей, и змеи сомнения жалят день и ночь, и яд обреченности точит, травит мой мозг
нет больше «окна в другой мир» — нет никаких других миров! – вы, люди без фантазии, мозги, набитые чепухой: чтобы увидеть другой мир, надо нести его в себе как бремя, как муку, как отчаяние – и только в нем сияют молнии надежды
иной мир!..
черт вас подери, выбросили Бога, так легко и грациозно забыли Завет, как будто его и вовсе не было на свете – и все надеетесь на спасение?! – вот ваше спасение, мертвый склеп, холодная пустыня забвения и оскал черепа, в котором зудят и кричат другие оскалы, и так до бесконечности!..
жуть
еще тут тема метаморфозы, видимо, вечная тема и базовая фигура, смысл искусства; и этот смысл в экзистенциальную эпоху становится еще более актуальным: все в движении, в изменении, все течет, и лишь мертвец застывает в неизменной форме
сознание живет в разных мирах, в мифе и реальности, во сне и наяву – и не всегда различишь их, не так ли; ну а художник, артист, поэт лелеет светлое видение, его привлекает возвышенное, нездешнее, и метаморфоза становится обычным средством обретения жизни (той самой живой жизни, вы правы)
но многое мешает
да разве вы сами не ощущаете, что ваше сознание напичкано темами, вам чуждыми, холодными, безжизненными образами и лживыми идеями, кровью и смертью вместо света и истины!..
может, он и правду писал, что желал изобразить какой-то там «параноический бред», только человеческий мозг, а особенно гениальное сознание — к этому вряд ли способны; такой интеллект в пароксизме бреда выбрасывает правду (а политик заявляет правду и несет сущий бред)
конечно, проще похихикать и объявить все это исключительно бредом и продолжать спокойно спать; я последний, кто вас за это осудит, дорогие мои — suum cuique, особенно в наше бурное время
и что такое наше время?..
интересная штука в том, что тут сознание на перепутье эпох: кончилась эпоха труда – началась эпоха кайфа; полное разрешение еще не получено, однако куда они денутся, ведь или одно, или другое…
соответственно, в прошлую эпоху они действовали куда логичнее: всех заставить трудиться, чтоб не балдели и не мыслили понапрасну – в этом была логика, согласитесь; а вот при отсутствии активного труда, всех лишить кайфа – это какая-то нелепость почище «паранойя-критического метода»…
то же об истории: историческое сознание, напичканное этими сказками, всей этой дурью, враждой, кровью, совершенно обессилено и перегружено скепсисом: мы видим, как оно не может решать простейшие проблемы
ну вы только представьте себе, например, историю именно так, как Дали построил эту картину: огромный череп, а в нем все эти мертвецы сидят в своих ячейках, бесконечная панорама Смерти в бесплодной пустыне жизни, утерявшей следы Духа
невесело
и только культура еще играет роль ствола, корней и пр., удерживая человека, формируя его сознание в человеческой форме – в отличие от иных деятелей, не отягченных культурой и всякими моральными принципами, вот они и творят чистый разбой, прикрываясь высокими и вполне абстрактными словами
такое время наступило, когда ни один текст невозможно принять без предварительного анализа: слова стали как-то ужасно многозначны, и сначала надо выяснить их реальное значение; отсюда, аналитик – это не профессия, а форма сознания
я подвергаю сомнению именно то, в чем вы совершенно уверены
кстати, ситуация дошла до такой черты, когда бред стал явью, и вы можете наугад отрицать что угодно в политике, экономике – и окажетесь внезапно совершенно правы; спасает лишь этот непременный механизм утверждения, который вводит в обман:
мы традиционно утверждаем (без всякой апробации или доказательства) именно самые сомнительные и самые базовые вещи, которые требуют исследования, это философия, в которой мы ни черта не смыслим, вот и принимаем эти принципы – жить-то надо –
и самым простым становится бытие, время, Бог, дух, личность, ну и слова помельче – демократия, права, свобода, добро, метафизика и пр. – все это как пол, по которому я хожу; или мне кажется, что хожу, а, ступи я на него не во сне, а по-настоящему, и к черту все провалится, а?!..
очень болезненная тема для людей, которые включили этот рубильник, однако же, снова, не стоит давить на человека, открывать ему какие-то великие истины и силком тащить в пантеоны, ибо, как говорят мудрые люди на его родине
En boca cerrada, no entran moscas 3
тоже хорошая мысль
1. М. Виролайнен. Семиотика безумия, с.92
2. Е. Курганов, или его коллега С. Чернышев: «Идиот – тот, кто не желает принять как должное общепринятые истины» (280) – тогда я идиот, подписываюсь
3. В закрытый рот не залетит муха (исп.)