ГлавнаяИдеиМонологиМакс Эрнст. О любви

Макс Эрнст. О любви

чистота, невинность, конечно-конечно; да, кстати, я хочу предупредить всех девиц быть осторожнее, потому что эта история с вознесением на простынях или без них – это вполне реальная штука

начнем с того что нас сегодня любви учит кто? – Америка, а там даже слово любить мало употребляется – там все make love – они ее делают, изготавливают, как стулья или автомобили; собственно сегодня для всех уже очевидно, что она располагается ниже пояса

нет ничего более губительного для настоящего эротизма; видимо, любовь вообще некий индикатор той глубины культуры, которой обладает субъект или данная цивилизация

М. Эрнст. Приближение половой зрелости или Плеяды

что тут происходит? – ну, скажем так: первое – утеря силы тяготения, утеря веса, массы, значения; тело как тело – пустота, форма, вот они и пытаются всеми средствами придать ему то одну форму, то другую, косметика бурлит, мода сбесилась и пр. – все бесполезно

самое главное, что в нашей культуре как-то исчезло разделение, ушли главные оппозиции – дух и плоть, душа и тело, любовь и страсть, духовное и физическое – вечно подается все в какой-то странной смеси, каша гурьевская

отсюда – искажение

М. Эрнст. Антипапа

Эрнст не критичен; достаточно посмотреть на фото художника, и станет понятно, какие отношения у него были с женщинами; однако зачем же он изображает их таким образом? – в чем тут тема?..

словно придумывает загадки, которых в них уже нет? – у меня было всю жизнь именно такое впечатление от женщин – загадки нет и не было у ней – мы стали каким-то равными, однородными, и что ж получается: мы коллеги, друзья? – ну уж друга я могу выбрать и получше…

мы стали искать Женщину, а вокруг одни тени; тема дон Жуана стала массовой, базовой темой наших отношений, а отсюда только шаг до изобретения, придумывания, творческого восстановления этой Женщины, ее образа, совершенно утерянного…

впрочем, возможно я тут и сочиняю от себя – бывает – в современной культуре вообще бродить не так просто

культура – штука очень противоречивая, я всегда это говорил; никого туда не тянул за уши, Бог свидетель, потому как там легко можно обратиться в осла или даже скалу – и будешь торчать как дурак посреди пляжа; ну, и нулевой вариант тоже не сахар… короче говоря, это выбор, личность – это выбор

кстати, ослы, лошади, носороги и прочие четвероногие в живописи являлись недаром; часто видишь женщину, которая так устала, забегалась, утеряла всякие чувства, и ее лицо – не решаюсь признаться в этом ощущении…

в общем, оно утеряло следы этих чувств, стало как маска, как… морда; она сама не своя и признается в этом; ей нужно прийти в себя, снова обрести ту сложность человеческого состояния, которая совершенно не совместима с нашей обыденной реальностью

собственно лошадиная морда лишь отчасти маска – я когда-то написал рассказ, где у женщины отросла морда, и она ничего не может с ней поделать – сначала думала косметикой обойтись, да куда там, пришлось пластику делать, и все равно губы оттопыриваются все больше… в общем, я его забраковал: тут явно вылезал Кафка

это трудно объяснить, и слава Богу, что никто нас не заставляет объяснять подробно подобные картины, а то мы многое открыли бы, во что трудно поверить, честное слово!..

у Эрнста женщина совершает акт укрытия-раскрытия – одновременно – и при этом претерпевает странные метаморфозы, словно она в этом припадке эмансипации ищет форму и никак не может найти ни формы, ни стиля, ни собственного облика, который, как видим, совершенно неуловим

а потому что человек есть существо многоуровневое, и познание человека – как и любые отношения с ним, в том числе и эта самая любовь – оптимально развиваются лишь с учетом этих уровней, на этих уровнях; конкретнее, если человек хочет женщину, воспылал желанием – не надо придавать ему форму высокой любви, и наоборот: учитесь у Петрарки и Казановы

женщина этого всего не понимает, и для нее, естественно «оформить отношения» – какие это на самом деле отношения, и есть ли тут вообще настоящие отношения или просто желание переспать – об этом она не задумывается; то есть, начинает задумываться утром, когда уже поздно…

в общем, сумбур вместо музыки

если точнее, идет нивелизация, выравнивание, упрощение всех типов, полов, характеров, не нужны никакие тайны и ухищрения, любовная игра в прошлом, на нее просто нет времени (точнее – развития, культура не та) – это ужасная скука, мадам, вам не кажется?..

результат плачевный, потому Эрнст и пишет все время женщину с голубкой то ниже пояса, то еще круче – что за притча? – а эта птица, для него, важный символ; в общем, переводить такие знаки на обычный язык нелепо, но для меня очевидно, что в ней обезличивание

М. Эрнст. Слово или женщина-птица

птица конечно летает, символ свободы, только это свобода не человека, а о т человеческого, странная метаморфоза (привет, Овидий), движение вспять к природе; у него женская фигура каменеет или расцвечена, призрачна, плоти больше нет, ура

совершенное отсутствие эротизма у подавляющего большинства художников – предупреждение: мы теряем какие-то важные живые черты рода, превращаясь в обезличенных и бесполых призраков, массу населения (и ведь все оказалось – прямо в точку)

видимо, дело в том что любое развитие приносит новые явления, вызовы, дилеммы, и развитый человек осознает это, делает выбор, и тут вопрос культуры – вопрос, как оказалось, роковой

М. Эрнст. Сюжет 92

это проблема пространства жизни

культура, интеллект требуют не только знаний и технологий, нужно время и пространство, а ваше время, мадам, все занято черт знает чем; эротизм – это напряжение, концентрация, сгусток энергии, как всякое творчество, в современной жизни это как раз почти невозможно

она стремительна и бесформенна, любая энергия в ней тотчас преобразуется и используется, совершенно автоматически и бессмысленно: настоящий флирт с женщиной глубоко эротичен, цветет фантазиями, желанием, страхом и пр. – порноролик делает это за минуту (да многим и никакой женщины – или мужчины уже не надо!)

все сжигается, уничтожается, жизнь обезличивается и теряет то творческое напряжение, которое и придавало ей вкус – на все это просто нет времени, нет пространства существования, которое все растрачено на чепуху

творческое сознание немыслимо без освобождения от этой чепухи: оно расчищает это пространство, оно стремится реализовать свои творческие ресурсы – интеллекта, чувства, энергию эротизма в том числе

и тут возникает еще одна мысль: современные угрозы гораздо серьезнее, чем это бывало в прошлом; сегодня на сознание человека действуют массированными способами, отбивая самые святые, самые высокие порывы и движения, превращая людей в стадо, в массу – только так они могут ею управлять

собственно, уже такая изощренная стратегия уничтожения человеческого есть свидетельство высокого развития человека; так что держимся спокойно, друзья мои, no pasaran

9 ноября 2017

Показать статьи на
схожую тему: