От берега
Больше всего зла мне причинили общие идеи 1
А. Камю
…нет никаких универсальных формул смысла жизни – к счастью – просто человек заполняет сосуд, и он потом опустошается с большим или меньшим успехом, вот и всё; кто-то верит, что эти процессы тут, в мире сем, имеют смысл; я его не вижу
отсюда, наша ирония, слишком много иронии и никакого желания кого-то учить
мы уникальны; это трудно выявить и невозможно доказать, потому что говорю о качествах иного горизонта; я проживаю уникальную судьбу с непонятным смыслом, и задача – реализовать эту уникальность, только в ней есть смысл
поэтому я придаю такое значение этим странным знакам бытия, этой живописи, она и есть уникальная нота в хаосе Вселенной, таинство осмысления жизни; это ступени, по которым мы поднимаемся к горнему (и мы верим, что тут не просто природа)
вы поняли? – значит, поняли про сосуд? – хорошо, тогда скажите мне, должен ли человек непременно любить себя? – но как же можно любить сосуд?..
а внешний мир иной, им давно уже правят странные гипотезы, в которые люди слепо верят; я не понимаю, с чего это пошло и как можно верить в гипотезу? – или даже в полноценную идею?..
их никто не исследует, не пробует на истинность, и таковы ваша история, или эта дикая теория эволюции, или либерализм и т.д. – и мне странно наблюдать такой абсурд в рационалистах, чистых материалистах: почему они не могут выяснить такие простые вещи?..
и я понимаю, что нет смысла говорить им о более сложных вещах, которые требуют не просто шевельнуть мозгами, но всего человека с его опытом и страданием – людям гораздо проще и привычнее пребывать в этой вечной мистификации…
но, конечно же, она не проходит даром: многим уже надо приложить максимальное усилие, чтобы просто понять простую вещь; апатия и паразитизм повсюду, цинизм воцарился полностью, и за кулисами хитрые сволочи вершат свои дела
патернализм
«церковь стала домом Бога» — так мы учим, рассказывая детям о готике; а она и правда стала домом, в котором все ясно, и, хотя попы и говорят о таинствах – никто не ощущает никаких тайн, просто привычные ритуалы для успокоения совести
прежде были тайны, были подвижники, пророки, святые – теперь община, ну а святых пекли как пирожки – для порядка; в результате религия из сферы трансцендентной перешла в сферу социальную, где перед человеком стоял выбор равнозначных величин – как партии на выборах
а такой выбор – глупость, просто потому что у ординарного человека никогда нет нужного объема информации для сознательного выбора; и, конечно, он делает выбор не в пользу тайного, непостижимого (и так полно загадок и ничего не складывается)
а когда все ясно, вот тут и формируется самомнение современного мещанина, с его деньгами, тачкой, собачкой и пр. – жизнь сделана, больше ничего не надо; и церковь вместо зова стала утешением, гнули всех к земле, новый патернализм
образ Отца принижен до старика с бородой Микеланджело, о Духе никто и не помышляет; и плоский патернализм распространяется на все доктрины и модели идеологии, просто обывателю предлагается сделать выбор, под чье крыло упасть
что такое либеральная модель, как не тот же патернализм: нас трясла утопия – этих трясет «свобода»: для одних — управлять другими, и родная церковь ничем не хуже родной корпорации, главное для индивида – пристать к некой силе
современный человек в лоне «демократии» вообще перестал мыслить о личной независимости
любое отпадение от мамки – это беда, и дело тут не в уровне свобод и не в правах – дело в том, что он перестал мыслить, боится страдания, отчаяния, прирос к цивилизации, удобствам, не способен к личной, внутренней свободе, к духовному состоянию сознания — полное опустошение личности 2
это туристы, которые столпились на набережной и наблюдают красивые корабли, которые сквозь ветер и волны идут в открытое море; большинство человечества сегодня не живет, а присутствует при жизни, они туристы и речи быть не может ни о какой реальной судьбе
…
свобода
либеральная идея пустая, в общем, хороша для болтовни о свободе, по многим причинам; в первую очередь, вне всякой политики, потому, что в современном мире резко возрастает зависимость человека — об этом писали все крупные мыслители
(кроме нобелевских лауреатов, которые получили премии по экономике за то, что вдохновенно обосновали благую власть матушки-корпорации над нами грешными, ибо одно настоящее иго гораздо лучше и ближе к «свободе», чем сотня других тягостей)
сотни связей и долгов, обязанностей и условий – мир стал слишком сложным, чтобы – если вы живете в нем и тесно увязаны во все процессы – была возможна даже мысль о настоящей свободе
отсюда, тяга художников к дикости, начиная с Анри Руссо и Гогена и кончая современными зелеными движениями, в которых есть желание сохранить природу, однако, думаю, в глубине, это протест против диктата цивилизации
о чем бы мы ни мыслили, с какой бы стороны ни подходили к проблеме, все равно центральный узел – субъект, его внутренняя самобытность, свободное самосознание, которое ни в коем случае не входит в планы г-д управляющих
и в этом (тут еще одна важная причина) мы разные; то есть, степень внутренней свободы у разных людей и наций, групп населения и тех, кто не считает себя населением, а мыслит как субъект – совершенно различная, а потому совершенно неуместны и демагогичны любые общие теории по поводу таких абстрактных понятий
и эта прекрасная и мудрая картина наводит меня еще на одну идею: сама святость и премудрость даны человеку не просто так; и недаром даны они далеко не каждому…
человек исконно свободен, несет в себе прекрасный, первозданный дикий мир – я его вижу на картине – и способен исполнить великий древний завет «возделывать и хранить»; он вносит в природу гармонию и мир – потому что эта гармония вовсе не в природе, а в нашем сознании, в поэтическом восприятии человека
и сам он остается таинством: он кормит птиц и музыкой привлекает змей, он способен жить в гармонии с природой – но может стать самым жутким зверем и погубить все вокруг
вот что такое настоящая свобода
в первую очередь, это гармония с миром, с Космосом, способность удовольствоваться малым, брать от природы только необходимое, свобода от дурных страстей и алчи, глубина самосознания творца
с грустью глядим мы сегодня на такие картины, потому что понимаем, насколько же мы далеки от этой настоящей свободы!..
так рождается дикое, древнее стремление рвать все путы, устремиться в открытое ревущее море вопреки здравому смыслу – прочь от берега! – любой ценой разорвать эти незримые цепи, стать собой
связь
Коммуникация является результатом неспособности общества преодолеть свои границы и устремиться к иным целям 3
теперь это уже банальность, нормальные люди издеваются над девочками, которые живут, не выпуская из рук айфон
Любая коммуникация, по сути, есть лишь принудительный сценарий, непрерывная фикция, избавляющая нас от пустоты
очень точно выражено: я вижу, как это поколение тотчас претворяет в сообщение, в запись любое впечатление, мимолетную идею – у кого они имеются – не давая им времени оформиться в нечто значимое
словно у них особого рода сознание, времянка, карточный домик, который не выдержит даже малейшей нагрузки – и это очень здорово ощущается, когда начинаешь их «грузить» на занятии (как вам это словечко? – изумительная точность смысла)
собственно, вся машина цивилизации сегодня строится именно на этом принципе: избавить от пустоты население, которое утеряло ценности; это и есть настоящий буржуазный строй, капитализм, единственная формация в истории культуры, которая совершенно ничего не дала этой самой культуре и всегда являлась лишь предметом острой критики мыслящих людей
Первая аксиома:
буржуа — это человек, который утратил смысл бытия (Эм. Мунье)
1. А. Камю, «Записные книжки», 1936
2. Сиоран мудро замечает: «все дело тут в том, что к тирании можно привыкнуть, даже полюбить ее, и, бывает, что человеку приятнее погрязнуть в страхе, нежели переносить тоску быть самим собой. Когда это явление обретает всеобщность, появляются цезари: как их винить, коль скоро они являются ответом на запросы нашего убожества и на мольбы нашей трусости?» (Письма, с.302)
3. Ж. Бодрийяр, «Прозрачность зла»