Идеи
Возбуждение ума идет от малого ресурса средств… 1
Ж. Кокто
стареем мы – стареет и жизнь, мысли, концепции, теории; эта тяга искать золотой век или оптимальную концепцию общества, очередные утопии – странная болезнь ума; хорошие идеи почему-то превращаются в чудовищ, и, думаю, тут работает очень простая аксиома:
идеи как рыба: перележат и становятся отравой
я помню наше увлечение системным подходом в 70е годы; было так интересно и увлекательно; некоторые увлеклись на всю жизнь, и я вспоминаю эти лекции про мир как систему и общество как систему – да и сами мы тоже системы, которые образуют систему иного уровня и пр. белиберда в том же стиле
некоторые привязались так, что всю жизнь не могли развязаться; а прежде был атом, и весь мир представляли как атомные структуры: некоторые так увлеклись, что так и остались навеки в микромире – так увлекательно!..
а до этого были марксизм, материализм, причем все мыслящие люди в России прошли через них, и в том числе самые выдающиеся мыслители: потому что эта зараза сразу поражает именно мыслящих, самая лучшая база, материал, для действия ядов
все это хорошие идеи, нет сомнения, в свое время и в своем месте они принесли и еще принесут много пользы; однако, когда вы начинаете верить в идею, когда отдаетесь ей полностью и полагаете ее последней истиной – значит, беда, схватили дозу отравы
теперь у нас что на повестке дня? – ах, да, демократия, которая решит все проблемы и превратит мир в райский сад; мы же все одинаковые, не так ли, и традиции, и культуры, и мозги у нас совершенно одинаковые, значит и система жизни должна быть одинаковой
идея давно уже перележала и стала настоящей эпидемией, только тут все немного сложнее; во-первых, идея эта самая простая – она настолько проста, что даже самый тупой сразу все понимает (это большой плюс); во-вторых, мы уже в другое время живем…
с идеями надо работать – они не могут лежать без дела; они только идеи, их надо развивать, проверять, углублять, доводить до ума – в них не надо верить; и нашлись люди, которые это поняли, однако они оказались не слишком нравственными и, главное – не слишком умными
они решили, что можно впрыскивать этот яд, воздействовать на слабые мозги паразитирующего населения, и результаты превзошли все самые смелые ожидания; ну кто мог подумать, что после всех этих утопий, трагедий и катастроф люди все равно поверят в утопию?..
а они верят!..
и у них это дело теперь пошло на конвейер, мечты превратились в безумие: чудовища, супермены, супергерои наводнили экраны; люди уже не могут смотреть на обычных людей и нормальные чувства: отрава работает стремительно, отупляет, лишает мозгов, убивает душу…
забывшие, что такое настоящий труд, не знающие любви, веры, творчества, никогда не страдавшие, а, значит, и не мыслившие самостоятельно – эти современные городские паразиты стали идеальной почвой для утопии, просто как русские интеллигенты в конце XIX века
и все это не к добру
я люблю идеи
люблю людей, у которых они есть; которые сразу зажигаются, когда слышат новую мысль, парадокс, это люди с чувством юмора, острым глазом и хорошей реакцией; и мне скучно с прочими, которые не чувствуют эту даль, не видят глубины, глухие и слепые
они обращают внимание лишь на форму, их привлекает глянец, кормятся от этой пошлятины и делают вид, что они люди культуры; но это мертвая рыба, которая смердит
думаю, вся наша беда в том, что среди нас осталось слишком мало людей, способных ловить, готовить и потреблять свежие идеи
и тут, мне кажется, дело даже не в каких-то экономических реформах или политических компромиссах – хотя «элита» отупела настолько, что уже не способна прийти к самым простым – а это сама атмосфера творческого подъема, чувство движения…
отрава есть отрава, она замедляет все реакции, гасит разум, парализует и пр. – и относится не только к экономистам, которые застыли перед табло биржи и, раскрыв рты, ждут чуда – или дипломатам, для которых паралич является, так сказать, естественным состоянием сознания – но даже и к хорошим художникам, и мыслителям…
надо понять, что отрава – это не метафора, это реальность
структурализм стал выражением еще одной моды, и это соответствовало научным результатам ХХ века, потому что впервые человек мог представить свое сознание, космос, мир как некую цельность, и отсюда – искание некой системы, порядка и новой связности
и художники оказались перед лицом этой новой идеи, и мне интересно было наблюдать, как они справились с ней
был Мондриан, который остановится в трагическом ступоре на одном перекрестке; а был Пауль Клее, который нашел даже в этих бездарных клетках ритмы и тайные зовы; еще одно доказательство той мысли, что дело не в дурных идеях – а в их интерпретации
Что не убивает меня, то делает меня сильнее 2
и наоборот: что не делает сильнее, не толкает сметь, идти, возвыситься – то убивает, парализует, отравляет; это вечная война; еще одна максима из той же книги:
Отказываешься от великой жизни, если отказываешься от войны… Во многих случаях, конечно, “мир души” является просто недоразумением — кое-чем иным, что не умеет только назвать себя честнее
Ницше обвиняли в том, что он пропагандирует войну; эти люди просто не умеют читать философские книги, не понимают, что такой человек живет умозрением – у них одна политика на уме…
а в этой фразе он показывает, что имел в виду именно войну духа, тут весь смысл и пафос модернизма
опрокидывать ложь, личины, издеваться над пошлостью и суррогатом, искать настоящего, выбрасывать в черту всякую отраву – дышать свежим, нормальным воздухом утра и, главное, не считать себя абсолютно свободным: это не капитал и не состояние, а труд
Людей мыслили “свободными”, чтобы их можно было судить и наказывать, — чтобы они могли быть виновными: следовательно, каждый поступок должен был мыслиться как намеренный, а источник каждого поступка — находящимся в сознании… 3
самые глупые люди на свете те, кто верит, что придут дяди и даруют им правду или свободу, или добро и пр., я надеюсь, вы не из них…
эта акварель про то, что в нашем мире нет единого ритма, единой системы – а также одной главной идеи, наилучшей концепции экономики или общества, организации или подчинения, эльдорадо или рая на земле – а есть сбивчивый, живой, непонятный ритм настоящей живой жизни
в которой все смешивается, звучат разные тоны и разные идеи, и человек в вечном искании, вечном творчестве души и вечной надежде, и эти огни не гаснут; я живой человек, а не манекен в новом «демократическом» паноптикуме; у меня есть чувства, идеи – их много, и они вспыхивают яркими цветами –
красный, синий, желтый – их не погасить никому, не убедить меня, что вот это серое небо над серым городом с серой унылой толпой – это и есть настоящая реальность; вы это знаете? – так зачем же вы едите тухлую рыбу?
1. Ж. Кокто, сб. «Петух и арлекин», с.642
2. Ф. Ницше. Сумерки идолов
3. Там же