Дикари

речь профессора о дикарях

— я должен сказать, что в этих фильмах о путешествиях заметен сдвиг: они прекратили бездумно любоваться дикарями и начали думать; вот, показывают ритуал: девушка выходит замуж, там, с детства, с ней производят всякие жуткие операции: зашивают это дело, распарывают и пр.

никакой эротики, одна хирургия

потом она должна прислуживать мужу и пр., и в конце концов одна дама в перьях сообщает, что за всю ее жизнь никто ее не спросил, а чего она, собственно, хочет; они не выясняют отношения, потому что культуры нет и это чревато потерей лица

а ее муж смеется и тоже сообщает, что и его никто не спрашивал: есть обычай, и женись, парень, иначе откуда взять коров? и размножайся, иначе кто тебя будет кормить в старости… все предрешено и мнение человека не учитывается

это закрытое общество, в котором не любят обсуждать отношения или проявлять свои чувства; там весьма простые условия жизни, так что трудно сохранить самомнение, ведь и добыча на охоте не каждый день, рыбы стало мало и т.д.

у нас тоже полно людей, которые не любят выяснять отношения; возьмем меня, грешного: первая жена так и не поняла, почему я с ней развелся, вторая – тоже; меня любила одна чудесная женщина, а я с ней порвал – на то была причина, но до сих пор и она не знает, почему

помните Марика? – мы поссорились, и он тоже не знает, почему; никто не знает причин разрыва, да никто и не желает знать мой вариант причины, потому что у всех есть свой; люди не любят выяснять отношения не потому, что не любят склок (очень даже любят), а потому что никому не нужна ясность

проще жить дикарем, копошиться в темноте и представлять себя могучим и мудрым; и в данной ситуации мужик, который снимал на камеру этих дикарей, менее всего горел желанием зажигать фонари – объяснять им суть дела и что такое культура брака

у нас тоже каждый имеет свое мнение; мой сын имеет обо мне свое мнение, которое не имеет ничего общего с реальностью – вы это знаете – и у меня тоже не возникает желания зажигать фонари – отсюда, энигматичный мир дикарей; там можно ожидать чего угодно, естественно, в темноте легко шею сломать…

каждый имеет твердое мнение о себе, которое разделяет он один; так что тут невозможно никакое согласие или доверие – один этикет; который, как мы знаем, вовсе не всегда есть свидетельство высокого уровня культуры

— и бессмысленно учить?

— совершенно бессмысленно, и ты это знаешь; они влекутся за тобой, как евнухи за красивой бабой, даже на минуту забывая, что они евнухи – но прозрение бывает очень скорым: они ничему не способны научиться именно в силу этой замкнутости

для знания, влияния надо открыться, стать податливым, как материал под резцом, как иные дети в раннем возрасте, ибо в них еще не погас этот огонь любознательности… а эти современные г-да все уже знают сами; кукольный мир Дельво…

 

в этом мире люди — стандартные куклы под опытным руководством кукловодов; одинаково одетые или просто обнаженные, потому что им и обнажать нечего: их стандартные тела никого не влекут и не обладают особыми свойствами, все как у всех

П. Дельво. Лунный город

люди совершенно энигматичны друг для друга, и чтобы привлечь внимание, используют стандартные способы, говорят на стандартном жаргоне, одежда тоже одинаковая, как и мысли – надо только вовремя бросать «ага» — и все в порядке

эта масса, конечно, не является обществом, они терпят любые пороки или извращения – вон там скелет шествует, а эти голые ходят — никого это не касается

если и вспыхивают скандалы, так по привычке, как воспоминание о утерянной морали, и они происходят не для того, чтобы исправить ситуацию или кого-то наказать, а просто будоражат воображение, заполняют часы бессмысленного балдения…

в его райском саду женщины сидят и ждут – и понятно, что не дождутся настоящей любви и настоящей радости – это суррогат, фикция, которую все мы поддерживаем, но слишком много скелетов в шкафу

у него везде эти скелеты

скелеты Дельво – метафора утери живых чувств, настоящих человеческих качеств, там ведь и распятие – группа скелетов, как так? – а в нашем сознании евангельская история тоже оказалась обескровлена, утеряла живую суть и смысл – одна привычка осталась, да еще догма, уж это точно скелет…

очень трудно оказывается современному человеку по-настоящему приобщиться, понять и прожить живую жизнь, живой миф, живую веру, почти немыслимо добраться до настоящей искренности и красоты

слишком много внимания общественным, политическим делам, слишком много экономики, словно и правда мы выживаем, а не живем… и скользят по безжизненным стандартным тротуарам стандартные фигуры, спектакль продолжается

 

и только потом понимаешь суть дела

а суть этой нашей совместной жизни в том, что надо дорожить теми крохами любви, атомами близости и правды, которые – как потом оказывается – растворены в море пошлости и лжи

так учили детей наши предки; они знали, что этот окружающий мир – холодная льдина, где нет тепла, нет нежности и долга, где люди – враги; еще вариант – джунгли, про них все ясно…

и поэтому, полагали они, надо дорожить близостью, в которой растет ребенок, надо учить его повиноваться, уважать, понимать — однако новый гуманизм учит иному, тут «все люди — братья», вот и братаются с кем попало в этом корыте, а потом плачут, только изменить уже ничего нельзя: у дураков глупые слезы

они верят, что будущее сулит открытия, прекрасные встречи и великую любовь; только какая же к черту любовь, когда ее нет в тебе самом, когда она не взращена, не хранится бережно, когда ты сам в нее не веришь!..

люди привычно напяливают маски, их это уже не достает, потому что привычка делает с человеком что угодно; у Дельво она лежит в этом стеклянном раю в одиночестве и полной расслабленности, там манекен и платье – очень легкое, потому что нечего больше скрывать

пустота не нуждается в покровах – и цветы, всегда очень много цветов, однако это не красота – это просто требуемый по закону элемент украшения дома

да, их сегодня привлекает совершенно иное: уютное гнездо, раковина комфорта, где можно спокойно – в вечном одиночестве – наслаждаться качеством небытия

2 мая 2021

Показать статьи на
схожую тему: