Николай Гартман. Онтология
Предмет своей предметностью для сознания не исчерпывается. То, что стремится исследовать сознание, обладает сверхпредметным бытием 1
Познается лишь в-себе-сущее. Явление же есть не что иное, как само познание… «Я познаю нечто» и «оно мне является» — оба эти явления означают одно и то же отношение: объективацию сущего в объект (106)
Гартман считает, что «необходимо приписать ценностям иной способ бытия», он не совсем понимает, какой именно, однако и культура только в духе растет и история мыслится им как «самосозидательные духовные формы нации: право, обычаи, язык, знания… они состоят не из индивидов, но из содержательного многообразия, общего для индивидов»
превращение мира в условный объект, условность предмета как носителя «сущего» — превращение предмета в знак – это как раз о живописи Клее
Гартман обращает «вопрос о бытии в вопрос о смысле»
В себе самом оно вовсе не может иметь смысла. Оно может обладать смыслом для кого-то. Но его обладание смыслом для кого-то… не есть его «бытие»
эти путаные фразы имеют цель показать уникальность человеческого мира, уникальность субъекта, к которому только и применимо понятие онтологии: он исконно существует и переживает в себе сущее
первородство, уникальность этих эмоциональных взрывов Клее, его мистики – пожалуй, могут прояснить построения Гартмана
тут человеческая эмоция, человеческое лицо восходит как знак бытия, как сущность – а не видимость, привычный облик прохожего или приятеля, привычная функция клерка или шофера
предметов нет – есть сущности
Собственно бытием должны обладать сущности, но не вещи
Клее именно стремится уйти от видимости к сущности, ибо предметы не несут в этом смысле никакой нагрузки, «высшая степень бытия находится в духе…»
поэтому в такой живописи царит свобода и произвол, «человеческое, слишком человеческое» против вещественности, мира потребления
в некоторых этюдах Клее вообще бросает этот мир к чертям, забывает законы физики, там, мне кажется, уже нет ни всемирного тяготения, ни даже законов колорита – там чистое движение пробужденного Духа бросает всплеск человеческой эмоции, которая ценится гораздо выше всей мировой «гармонии и красоты»
потому что я прекрасно понимаю, как легко мне утонуть в этой гармонии или в этой «цивилизации» – без воспоминания!..
индивидуальное становится главным
Чистое бытие индивида есть нечто вполне всеобщее…
Гартману «коллективные образования кажутся чем-то вторичным…, не вполне реальным» – Клее пишет мир личности и не видит ни толп, ни заводов, в них никакого смысла давно уже нет
человеческое восприятие тоже меняется
Бытие феномена в принципе иное, чем бытие того, что в нем обнаруживается и феноменом чего он является
феноменология – новое слово в философии ХХ века; я могу познать явление лишь в проявлениях – феноменах, отсюда и живопись перестает претендовать на цельное и полное отражение мира – как в традиционном пейзаже – и прибегает к фантазиям и снам, наброскам и в этой легкой, беглой эскизности выражает подчас главное
схемы и наброски мира иного
творческое сознание в процессе порождения Вселенной
ах, как же это все серьезно, и творчески зрело, мощно, убедительно, если самые передовые и гениальные прорывы в искусстве можно проиллюстрировать и поддержать писаниями самого скучного философа-академика!..
1. Н. Гартман, «К основоположениям онтологии». М., 2004, с.101.