Мартин Хайдеггер. Метафизика
ну разумеется, живопись можно воспринимать по-разному; только есть некое оптимальное восприятие, к которому мы пытаемся приблизиться; вот, стоит человек перед картиной Модильяни и говорит, что ничего не надо оценивать, объяснять, это просто настоящая красота!..
и как верно… только они-то мыслили совершенно иначе; они жили в мире, где бурлили идеи, где живопись была не просто ремеслом, но миросозерцанием: они смотрели на картину как на исповедь и сразу понимали столь многое!..
они ощущали совершенно реально, почти физически, эту ежедневную борьбу за существование – за свои идеи, свои убеждения, которые – они видели это – подвергаются громадному риску в мире, где начинают править деньги и машины, где человек… неуловимым образом растворяется
и очень ясно они смотрели на мир, выражая сложнейшие идеи так гениально просто! — обидно было бы все это утерять
Э. Кант определял метафизику как «априорное познание, или познание из чистого рассудка…» 1
Чувственно воспринимаемый мир есть не что иное, как цепь явлений… он не есть, собственно, вещь сама по себе и, следовательно, необходимо относится к тому, что содержит основу этого явления, — к сущностям, которые могут быть познаны… как вещи сами по себе (то же – 178,9 и др.)
в этом мире я уже не вижу человека; не постигаю сущности; тенденция нового искусства – отвращение от мира
это отвращение не всегда принимает форму открытого бунта, оскорбления вкусов буржуа, эпатажа и пр. – оказалось, что есть более тонкие и более сильные средства; в своей основе – это отход от мира видимостей, упрощение вещей, приход к чистым сущностям
Кант продолжает: «Должно существовать нечто мыслимое лишь чистым рассудком…» (186) – и искусство обнаруживает, что в этой сфере «реальность» вообще не может дышать, ей нечего на самом деле предъявить
пустые площади городов у ди Кирико, пустые глаза женщин на портретах Модильяни
Хайдеггер писал, что метафизика – это онтология, вне онтологии нет никакой метафизики; «метафизика начинается с истолкования бытия как идеи, и это истолкование остается базовым…» 2
без связей и статуса, богатства или бедности, имени или профессии, тут человек является как некая сущность; и проявляется совершенно по-другому, чем на улице в вашей толпе или в магазине… — в нем звучит некая высокая нота

А. Модильяни. Служанка
он видит в модели нечто главное, безусловно человеческое, выделенное им из потока впечатлений, слов, привычных поз или банального опыта общения; отброшены все «случайные черты»
Существо идеи в том, чтобы делать годным, т.е. обеспечивать возможность сущего как такового, чтобы оно выходило, проявлялось в непотаенном, в явном… (160)
сущее как таковое – есть в каждом из нас, только оно задушено, задавлено шумом цивилизации, шумом дня – но у меня есть еще ночь, прозрачная ночь, в которой я вижу бледные лики, глаза, утонувшие в лазури, мысли, утонувшие в Боге – настоящее бытие человека
это решительное изменение самой главной функции искусства: оно выражает теперь не какие-то там абстрактные ценности, но человечество как сущее
метафизическое мышление – это европейское мышление; в нем важную роль играет про-явление; это мышление скептическое и вовсе не спешит все принимать на веру, отсюда постепенно проявление феноменологии бытия как основной тренд мысли в ХХ веке
однако чтобы снова прийти к бытию, человек «должен очутиться в пространстве пустоты» (195), он «должен, прежде чем говорить, снова открыться для ведения бытия с риском, что ему мало что удастся сказать…» — тут царит разреженный воздух метафизики, тут ничто не принимается как данность, все удостоверяется
и у Модильяни являются вдруг редкие драгоценности беззащитной наготы или высокого отсутствия, смотришь – и понимаешь, как далек путь от человека к человеку, от человека – к сущему
это все похоже на внезапный каприз: мы усложняем жизнь, новые технологии и удобства, открытия науки, автомобили, самолеты — а он вдруг говорит: я упрощаюсь, я с вами не иду, и в его лицах-схемах пронзительно звенит поэзия вечного одиночества, тайна человеческого бытия

А. Модильяни. Молодая женщина с рубашкой (Маленькая доярка)
1. Э. Кант, с.с. в 5 тт., М., «Мысль», 1964, т.2., с.79
2. М. Хайдеггер. Бытие и время, с.157