К. Ясперс. Смысл веры
В качестве духа я преисполнен идеями, посредством которых я ловлю идущую мне навстречу идею. Расщепленное в рассудке соединяется, образуя духовное движение. Там, где исчезают идеи, мир распадается на бесконечность рассеянных предметов… 1
человек мыслящий стремится объять мир, однако сам мир – необъятное, и наш рассудок стремится организовать его, это акт творчества, без которого не может быть никакого познания
В качестве экзистенции я существую, зная, что подарен себе трансценденцией
о чем это? – сложная мысль: бытие-в-себе есть «подаренное мне в моей свободе», т.е. человек, конечно, мыслит – и даже может быть весьма высокого мнения о своем уме – однако на самом деле ему трудно выделить, понять и описать это бытие-в-себе, личность, личное видение и мышление
именно поэтому философия, искусство идут одной дорогой, открывая нам возможность личного бытия и главное – сознания этого бытия; Ясперс полагает это верой
Уверенность в реальности, очевидность, идею мы называем верой в широком смысле… подлинная вера есть акт экзистенции, осознающий трансценденцию в ее действительности
вера не может быть совершенно абстрактной интенцией – желаю верить или, хуже того, надо верить: она исходит из некого опыта, некого творчества, она строит экзистенцию, в которой всегда пребывает некий верхний этаж, о котором я пока мало что могу сказать…
Вера есть жизнь из объемлющего, есть руководство и наполнение посредством объемлющего
иначе говоря: вера есть выход в мир, расширение границ мышления, трансцендирование и в этом качестве – исследование, опыт, экзистенция
когда Сезанн вдруг осознает, что окружающий его пейзаж живет сам по себе, а он, художник и мыслитель, отделен от него и не может собрать мир воедино, его как творца это совершенно не устраивает
что такое пейзаж? – картина мира, а не леса; однако я не могу дать картину целого мира, что же делать? – однако я могу выразить данный пейзаж так, как он складывается в моем трансцендирующем сознании
ну, к примеру, вот березы за моим окном: мое сознание начинает складывать из них некий чертеж, взгляд скользит по стволам, ветви пересекаются, образуя сеть… да полно, береза растет совершенно вне всех этих категорий, какая там сеть!.. это трансценденция, мой чертеж, мой опус – и мой мир

А. Дерен. Пейзаж
по Ясперсу, «наполнение посредством объемлющего» — я впиваю пейзаж и пишу его как сумму моих внутренних движений, эмоций и осознаний, знаний и стремлений, и он приобретает некий геометрический вид у Сезанна – и как горящий костер у Вламинка
Вера из объемлющего свободна, ибо она не фиксирована в абсолютизированном конечном. Она носит характер чего-то неустойчивого (а именно, по отношению к тому, что может быть выражено, — я не знаю, верую ли и во что я верую) и вместе с тем безусловного
художник именно пробует выразить эмоции – пока чистые эмоции – и видит, что он не копирует елки, а выражает себя, свои чувства, свой опыт видения, строит свой внутренний мир
Для того, чтобы говорить о вере, требуется проведение основной философской операции — удостовериться в объемлющем посредством выхода за пределы всего предметного в неизбежно остающемся всегда предметном мышлении, а это значит: находясь в темнице нашего бытия, являющегося нам в расщеплении на субъект и объект, сломать эту темницу…
иначе говоря, я совершенно не знаю, что это за сосны или поля и зачем мне их писать — они и так вон без конца и края, — уникален лишь мой опыт, мое видение, и я жажду передать его другим, удостоверить – это и называется творчеством — реализация дара, воплощение интуиции, идеи, искание смыслов
Мы ошибочно воспринимаем философскую мысль как предметное познание… держась за наши объекты, мы хотим, так сказать, остаться «здоровыми» и стремимся уклониться от возрождения нашей сущности в трансцендировании
совершенно верно: раньше получалось, что художник прячется за елками, не так ли, лишь намеками в натюрмортах он пытался передать нам свои философские сомнения или интуиции — теперь все меняется, и он свободно выражает свою радость или грусть, веру или сомнение – цепи необходимости разорваны, экзистенция прежде всего

А. Дерен. Порт Гавра
а она может быть такой вот легкой, радостной, словно действительно сброшено иго, разорваны вековые цепи необходимости, экзистенция значит — свобода
вот еще более тонкая мысль
Объективное должно оставаться в движении и как бы испаряться, чтобы в исчезающей предметности именно благодаря исчезновению становилось ясным наполненное сознание бытия. Поэтому философская вера всегда пребывает в убывающей и снимающей себя диалектике
кажется, это он просто на выставке фовистов придумал!
именно, мир исчезает, «испаряется» – остается мое видение, картина, «наполненное сознание бытия», я удостоверяю его, снимая, отрицание отрицания, и сумма наших прозрений и преобразований дает мне не мертвую природу, а человеческий мир, или культуру
тут же Ясперс дает определение того синтеза, на котором основана была живопись Гогена, а потом его учеников – фовистов
Диалектикой называется логический процесс, который идет через антитезис к разрешению в синтезе. Диалектикой называется то, что реально происходит под действием противоположностей, которые сталкиваются, объединяются и создают нечто новое
сталкиваются противоположные тона, образуя систему контрастов, которая ясно и мощно представляет мою эмоцию, это и есть живопись фовистов
ну, разумеется, эта философия глубже и вскрывает антиномии современного мышления: точно так же сталкиваются в нашем сознании вера и неверие, интуиция высшего и знание о земном, и эта живопись не столь легкомысленна, как кажется: она именно выражает эти базовые конфликты сознания (что я лично понял, лишь почитав лекции Ясперса)
наше обычное зрение живет по совершенно иным законам: мы подсознательно стремимся придать миру цельность, хотя на самом деле нас самих могут раздирать страсти и драмы – но так принято в обычном сознании; другое дело художник, его ведет экзистенция, а не привычка
Противоположности наличного бытия, духа, мира примиряются в гармонии тотального видения, а оно нарушается возмущением экзистенции против этой неистины
интересно в применении к отношениям, познанию себя или любого иного человека; я вижу его по-своему, и я стремлюсь увидеть по-своему, а не повиноваться существующим лекалам и клише
и поэтому надо мной не властны социальные, партийные или финансовые параметры, собственно, в этом конкретном, экзистенциальном видении и заключена основа современного понятия демократии
ну а без такого видения, без такого развития экзистенции, невозможно просто взять да и ввести демократию и свободу – как полагают некоторые «мыслители»… что-то слишком далеко завела нас эта простая тема о яркой и легкой живописи!

А. Дерен. Автопортрет с кепи
1. К. Ясперс. «Философская вера», цикл лекций