ДАО

Если при помощи дел создавать вещи, то это трудно, а если при помощи Дао отбрасывать вещи, тo это легко 1

этот манускрипт 8 века читать непросто; еще труднее найти какие-то связи с современным сознанием; автор описывает Дао; и оказывается, что количество проекций поистине безгранично

Это подобно дракону, подобно морскому га­ду, подобно змее, подобно черепахе, подобно рыбе, подобно лягушке. Дракон может превратиться в любого из них, а мор­ской гад — он морской гад, и все…

художник тоже идет путем сублимации, освобождаясь от предметов, преодолевая материю; собственно, это одно из основных определений искусства

когда мудрец говорит, что идущий путем познания идет путем смерти, он имеет в виду: этот человек постигает свою смерть, как бы осваивает и принимает ее как венец жизни; он состоятся, он владеет истиной, и смерть не настигает его, как визжащего поросенка, внезапно и жестоко

это путь утери себя и входа в сущее

Только совершенномудрые люди пребывают в единстве с сущим, и поэтому у них нет „я»

и даже так:

Сказал: «Знай, что в сердце нет сущего, и тогда узна­ешь, что в сущем нет сущего. Узнав, что в сущем нет сущего, узнаешь, что в Дао-Пути нет сущего. Узнав, что в Дао-Пути нет сущего, не будешь преклоняться перед поступками вы­дающихся людей, не будешь бояться тайных и сокровенных речей»

где же сущее? – мудрое ограничение знания не позволяет ему проникнуть в этот высший мир, потому Дао и переводится как Путь: это путь бесконечный, на котором ты не встречает собственно Сущее, но все время ведом им, поэтому поступки, факты, деяния не имеют черты сущего и не могут быть названы выдающимися, велик только Путь

и когда ты в сущем, ты не можешь ни назвать его, ни передать опыт о нем другим; от этого сознания рождается невиданная легкость бытия, которое художники ХХ века – режиссеры, живописцы, скульпторы – посвятили сотни опусов

 В. Ван-Гог. Оливковые деревья на фоне Альпилля

Ван Гог легко скользит кистью, рассыпая эти тысячи мазков, и деревья, горы, земля и небеса сливаются воедино; удивительная компактность его пейзажа очень близка к восточной философии, в которой сливаются все начала образуя сущее – которое ты никогда не сможешь постигнуть

Пришедший к единению с ним пре­бывает в гармонии, обретший его теряет его

духовная материя побеждает земную, и сама земля идет волнами, двигается, дышит; для Ван Гога, движение – все, это вечное движение мазков, непрекращающийся поиск, кисть словно не может остановиться, и все формы расплываются, текут, они подвижны, остановка — смерть; при этом, я перестаю различать явления и начала; я пишу не человека и не дерево – а мир

тут образуются свои потоки жизни, своя легкость и тяжесть, огонь и твердь, небо легче – земля тяжелее

Поднимающееся — это огонь, опускающееся — это вода. То, что хочет поднять­ся, но не может подняться, — это дерево

и ведь действительно, он пишет только южные – карликовые – деревья, которые цепляются глубокими корнями за скалы; они искривляются, струятся, как бы не в силах подняться к жарким небесам

японское влияние оказывается очень глубоким

у китайского мудреца есть мысль о том, что отдельные чувства, знания и силы несовершенны

Выгода наносит вред сердцу, превозмогая разумность, и тогда родные не могут быть дружелюбными. Мудрость оглупляет сердце, превозмогая разумность, и тогда друзья не могут общаться. Правда наполняет сердце ложью, превозмогая разумность, и тогда дела не могут свершиться. Любовная привязанность обезображивает сердце, превозмогая рассудок, и тогда существа не обретают единения. Поэтому совершенномудрый человек смешивает это в хаотическом единстве

он обретает единство, потому что смяты, реализованы в композиции все конфликты, все оппозиции; Ван Гог пишет в безумном порыве, забыв обо всем – не копирует пейзаж, но пишет сущее

Сумейте же соединить в хаотическом единстве Небо, Землю и все сущее и превратить единство в живое…

и я уже не могу отличить этот текст от этой живописи

В. Ван-Гог. Хижины в Кордевилле (Дома в Овере, или Крытые соломой дома в Кордевилле)

интересная это тема: увлечения гениев; глубинной интуицией они ощущают родство с другими гениями – как написал Ницше, кратчайший путь лежит от вершины к вершине, — и рождаются поразительные симбиозы, синтезы и прозрения; и так Ван Гог услышал эти далекие голоса, прозрел в этой удивительной простоте тонкой линии глубины премудрости

я так люблю это занятие — при помощи Дао отбрасывать вещи – и созерцать, как токи мудрости, как ручьи, сливаются в один незримый поток; и когда ты в нем, ты перестаешь отдавать отчет в своих впечатлениях и идеях, перестаешь различать нации и племена, эпохи и языки

высокая веселость овладевает твоим сердцем, которое вошло в поток света; ты ничем тут не управляешь, просто сам ты можешь меняться, тебе подвластно любое движение и любая форма

Моя душа имеет границы. Поэтому мое благомыслие сковывается сущим. Но можно заставить это уйти и можно заставить это прийти. И приходящие, и уходящие объекты вначале не находятся во мне. Порождающие трансформации служат им и вовсе не знают отдыха.

так приходят к истине

и к безумию


1. Гуань-инь

30 октября 2017

Показать статьи на
схожую тему: