ГлавнаяИдеиФилософия в цветеЕпископ Беркли и Марк Шагал

Епископ Беркли и Марк Шагал

вот мыслитель, поразивший мир: он встал против материализма

против существования материальной субстанции

кажется невозможным, особенно сегодня…

обратите внимание на то, как мы стали говорить о науке, сколько снимаем о ней фильмов – часто сплошные фантазии и туманные гипотезы, чтоб поинтереснее, — она превратилась в фетиш, как и сами вещи

мы живем в мире вещей – они довлеют, их навязывают, мы без них уже не можем

И возможно ли даже мысленно отделить которую-либо из них от восприятия? 1

это понимается так что в философии – а ведь речь о ней, — должно сложиться совершенно иное понимание, иное восприятие реальности; он действительно подвергает сомнению – все, живет в сомнении, никаких априорных или абстрактных идей

если этот стол и существует вне моего восприятия, если я знаю, что где-то там есть гора Арарат, но сам ее не видел, — это относится к географии, в нашем философском удостоверении ее пока нет; ну, гора меня вообще не интересует, а вот более тонкие материи невозможно удостоверять иначе

На самом деле объект и ощущение одно и то же и не могут поэтому быть абстрагируемы одно от другого

а в философии собственно объектов и нет; все мои идеи и представления субъективны, иначе это уже вторичная философия

эта немного странная на первый взгляд гипотеза вдруг оказывается связанной с самыми современными концепциями: я не воспринимаю произведение по отзывам других, как установленную ценность, как шедевр и пр. – я желаю удостоверить ее собственным восприятием, и только в таком виде – как феномен моего сознания, — она и существует, для меня, реально

нет иной субстанции, кроме духа

материя вообще не интересует философа, и пусть она существует, как и абстрактные свойства, изучаемые физикой; в моем сознании они просто мои идеи и представления; сами по себе они не могут быть признаны сущими

…протяжение и движение суть лишь идеи, существующие в духе, что идея не может быть сходна ни с чем, кроме идеи, и что, следовательно, ни она сама, ни ее первообраз не могут существовать в невоспринимающей субстанции

но ведь есть несомненные объективные вещи: тепло, холод, яркость…

говорят, что тепло и холод суть лишь состояния духа, а отнюдь не отпечатки действительного бытия, существующие в телесных субстанциях

физики подтвердят сегодня и это: что такое холод? – на Юпитере одно, на Земле совсем другое, да и тут его по-разному понимают жители тропиков и Севера; не точнее ли утвердить холод как мое ощущение, слово, придуманное для выражения ощущения

всяко иное понимание (холод – это предельная мера холодности, остывания, заморозки и пр.) будет как минимум расплывчатым и неточным

что такое материя?

они не связывают с этими словами никакого иного смысла, кроме идеи сущего вообще вместе с относительным понятием о несении им акциденций. Общая идея сущего представляется мне наиболее абстрактной и непонятной из всех идей

это ключевой вопрос: определять материю Сущим – явная нелепость, все равно что плоть определять духом; все существующее – материя – это может быть совершенной истиной и совершенной нелепостью в той же степени, но к чему городить недоказуемые абстракции?

ну, вы доказали мне строение атома, так это определенное вещество, зачем мне выводить отсюда существование какой-то абстракции – материи?! – чтобы породить еще одно общее понятие без всякого конкретного основания, вот философия и тонет в абстракциях и перестает быть убедительной

мой духовный мир – уникальное поле сознания

всеми допускается возможность (то, что происходит во сне, бреде и т.п., ставит это вне сомнения), что нам присущи все идеи, которыми мы теперь обладаем, хотя бы вне нас не существовало тел, сходных с ними. Следовательно, очевидно, что предположение внешних тел не необходимо для объяснения образования наших идей…

эта философия поднимает его с уровня рефлексии и отражения на уровень самобытной субстанции, субъекта

если бы даже существование тел вне духа было возможно, то убеждение в таком существовании было бы очень шатко…

важный нюанс: философ именно настаивает на аутентичности, оригинальности, первичности своего ощущения; никаких отражений или копий; я не могу, как физик, сомневаться в самых сущностных категориях своей науки

дело вовсе не в том, что я лично не люблю или не признаю физики (это не так) – просто, тут совершенно разные модели сознания: там человек исследует необъятное поле Вселенной, он может и ошибиться и допустить неточность во имя теории – это ни на что не повлияет (ну, ракета упадет, бывает…)

а вот мне нужна точность, потому как я строю систему миросозерцания, само мое сознание, и я не желаю жить идиотом, который верит в мифы и не понимает, кто он и зачем – это важно и не допускает уловок или обобщений; кроме того, вы воспринимаете иначе этот красный цвет или женщину или эффект, и чтобы мне это узнать, я утверждаю разность наших восприятий, их неповторимость, отсутствие каких-то придуманных для простоты универсалий

в математике принято упрощать выражения, чтобы было удобнее сними работать, а вот в философии не так: тут воистину простота хуже воровства

против существования материальной субстанции

это просто девиз: я выделил корень: мы утверждаем существование исключительно духовной субстанции, она принадлежит Сущему, она в Боге, а вещественный мир, физическая реальность мыслителя не интересует; да это совершенно другой мир, не относящийся к духовному миру человека

М. Шагал. Три свечи

и другая проблема: много ли приобрел современный человек, столь решительно выйдя из этого мира и очутившись в вожделенной физической реальности, стал ли он счастливее? – я очень сомневаюсь, скорее, он постепенно обращается в животное

а Марк Шагал даже не задумывается о подобных проблемах: для него, совершенно естественно воспарить в собственный мир, в живую Вселенную Сущего, где нет ни ослов, ни дубов, ни дев, ни домов, ни ветра, ни синагог – а есть лишь реальные образы Сущего

наверное, это вообще закон настоящего художественного мышления: оно создает мир заново, повторяя – продолжая великое и таинственное дело Творца

Шагала не интересует сюжет, условности композиции – тут смята реальность, потому что она не имеет значения, да ее просто нет в том высоком мире поэзии, в котором он творит свои вымышленные образы – а есть иные? — образы его фантазии, которая использует витебские домишки, кривые улочки лишь в качестве реминисценции юности, некой почвы, от которой он стремительно взмывает ввысь

 

Шагал – неподчиненность земному, вечное устремление художника, вечное движение; у него, наверное, нет ни одной неподвижной композиции, потому что эти реющие образы, на грани сна, невозможно остановить

М. Шагал. Любовники в де-Вансе

 

тут возникает то, что Кандинский назвал живописный контрапункт: предметы, линии, цвета выходят из естественных условий и существуют по другим законам — не по физическим, согласно которым, например, цвет подчиняется законам расстояния, перспективы, угла зрения и пр. – тут все это не имеет значения

это чистая живопись, где вольно взрываются цветы и козленок рассматривает в траве – солнце; по сути, это символизм моего сознания, мое личное видение мира, и я задаю вопрос: а возможно ли иное? – и сразу вспоминаю о епископе Беркли и его занятной философии

 

я всегда полагал, что выражение «философия материализма» нелепо; особенно часто доказывал это в совке, где идея казалась очень эффектной: в самом деле, эти придурки все строят на философии, которой на самом деле не существует!..

а ее действительно не существует, и дело даже не в том, что вы не назовете ни одного великого философа-материалиста: такая штука просто невозможна, и она не нужна: ну, в самом деле, зачем физику философия? – его философия – физика, и математик поднимается к высотам абстракции без всякого иного умозрения

нам не нужна философия, чтобы обосновать естествознание, потому что это масло масляное; ну, разумеется, иная ситуация, если у вас есть партия, и она стоит и над наукой, и над Богом, и над людьми, и ей нужен какой-то жупел etc.

так что епископ Беркли прав в главном: в приоритете духа, который является главным и тайным началом в нашем сознании, выделяет человека как творца и мыслителя и определяет не только развитие философской мысли, но и всей данной цивилизации

и поэтому художники, мыслители или режиссеры серьезного кино – все они попадают в одно русло и говорят, по сути дела, о том же: о вечной загадке человеческого сознания, в котором взрываются миры, рождаются великие прозрения и мощные импульсы

ну а если загадок нет, если ничего такого не рождается… ну что ж, это бывает сплошь и рядом, ничего страшного, и без этого можно кое-как прожить на этом свете; только вот не надо тогда заводить речи о каком-то там творчестве или духовности – это все будут просто слова

 

Беркли приоткрывает основную интуицию: сознание материалиста есть набор отражений; оно фиксирует все, что человек видит и исследует; он зеркало, он мошка в необъятной вселенной, он вещь; весь мир, вся Вселенная – «отличны от духа», это чужая Вселенная, чужой мир, где человек — ничто

тут коренная установка муравья, смысл жизни, цель у него одна – выживание; Беркли намечает противоположную установку: творчество; я исхожу не из какой-то мертвой «картины мира», а из живой картины моего сознания, моей духовной природы – вот главный нерв его философии

это связано с сонмом основных тем современного мира: мы все признательны науке, которая решает проблемы выживания человека, однако уже сегодня видим, что сведение идеологии миллиардов людей к этому – путь к катастрофе

мир корпорации, когда кучка магнатов управляют им во имя прибыли, мир потребления и жестокости — это мир неизбежных будущих конфликтов; да и уже сейчас он не может решать проблемы выживания; потому что лишь творчество может возвести человека на иную ступень развития

и великие мыслители, и художники существуют все же в иной Галактике, и эта Галактика Духа ставит любого из нас перед неизбежным выбором; мои современники хорошо поняли, что искусство перестало быть дополнением к жизни и требует сделать этот выбор, для чего все мы в значительной мере разрываем цепи материи на пути к свободе


1. Трактат о принципах человеческого знания

1 ноября 2017

Показать статьи на
схожую тему: