Холод

несколько слов о банальной теме; М. Маклюэн в 60е годы вдохновенно вещал студентам про грядущую эпоху коммуникации, когда все мы будем связаны и составим новое сообщество; он разделял медиа на горячие и холодные

Горячие средства характеризуются, стало быть, низкой степенью участия аудитории, а холодные — высокой степенью ее участия, и достраивания ею недостающего 1

горячие – книга, театр, кино, радио, газета, холодные – телефон, сеть, отчасти — ТВ

…наше время прямо-таки изобилует примерами проявления того принципа, что горячая форма исключает, а холодная включает

тут причина холодного отношения к кино в сравнении с ТВ в России:

Холодная культура, или культура низкой грамотности, не может принять такие горячие средства коммуникации, как кино или радио, как развлечение. Для них они, по крайней мере, настолько же разрушительны, насколько разрушительным стало для нашего высокоразвитого письменного мира такое холодное средство, как телевидение

они пытаются разогреть ящик всеми этими шоу, потому что там идет постоянная имитация включения – и участников, и всех прочих, и чем их больше, тем холоднее и бездарнее – уже вообще не действует

То, что в наших средствах коммуникации мы считаем развлечением или забавой, неизбежно кажется холодной культуре агрессивной политической агитацией

газета или радио оказывают мощное воздействие, которое использовал совок: люди верят всему, что там сообщается, потому что дикарь коллективен и ему нужны общие направления существования, и он черпает их, слушая радио или новости по ТВ: он включен в ареал общей культуры

даже если он достаточно развит, чтобы понимать правду и что тут ее нет, он отвергает эти новости, занят обсуждением, дискуссиями, спорами – он все равно во власти медиа, вовлечен в этот порочный круг, и еще неизвестно, что хуже и вреднее: пассивное принятие информации или активная борьба с ней

поэтому развитый субъект отвергает холодные средства, всякое вовлечение и участие в этом бардаке, а горячие воспринимает как развлечение – если такие развлечения ему необходимы; отсюда, совершенно естественно сведение ящика к спорту и новостям

субъект ничего там не воспринимает серьезно, по сути, он не верит ни одному сообщению, и ведь все мы сегодня представляем себе технологию этих съемок – например, как работают эти бравые парни «под огнем» или с крокодилами, змеями или один на один с акулой (!) – все фикция

собственно, холодные медиа и не призваны создавать завершенные опусы, шедевры; это вечный полуфабрикат, общение, тусовка, которая гасит все идеи, порывы, все творчество

идет систематическое охлаждение медиа

 

сеть – идеальная среда для посредственности, для шуток, розыгрышей, там валяют дурака, там вся жизнь превращается в карнавал – или просто глупость?.. и нашлись уже доброхоты, причем остепененные, которые желают придать этому смысл, ищут положительные эффекты и заискивают перед молодыми

человеческие ценности – интересная штука; и самое интересное, что… ведь, в сущности, они не существуют; то есть, каждый из нас должен воссоздать любовь, веру, ответственность, благодарность, поэзию, близость или идеал своими силами, конкретно, лично

ну а если целое поколение не будет этого делать, а вместо творчества, отчаяния, любви, ответственности будет всю жизнь торчать в сети и печатать сотнями глупые послания? – что будет с ценностями?

они исчезнут

и, терминами Маклюэна, образуется ледник, где миллионы бездушных автоматов будут механически клацать по клавишам, потому что все уже давно потеряло значение; они слиты воедино, практически это уже одно тело, ведь никто из них уже не умеет мыслить сам…

не знаю, как насчет планеты – у ученых тут споры, и многие полагают, что климат разогревается; но я знаю, что общество охлаждается, и вместо горячих качеств, а такими я считаю, например, личный интерес, симпатию, любознательность, духовную жажду, творческое мышление – мы получим холодные: безразличие, автоматизм, цинизм, жестокость…

причем тут будут опасные эволюции образа: например, пишет какой-нибудь Б. в сети, печатает там манифест, который дышит убийством, а никто и внимания не обращает (там все обезличено и все равнодушны) – ну, он тогда берет в руки карабин и едет на дело…

человек уже разучился жить в самом себе, он весь снаружи, а значит, это люди, у которых не будет идей, они не создадут шедевры, не снимут по-настоящему человеческие фильмы и т.д. – в них просто нет нужной сосредоточенности, пиетета, жажды, глубины, да они уже книгу не могут прочесть целиком!..

есть только одно стремление: участвовать, влиться, стать частью, общаться бесконечно со всеми и все время; это не называется потерять себя – никакого себя тут просто не существует

нам остается уповать на то, что это мода, увлечение, которое пройдет, как прошла мода на фотографию, когда все делали сотни снимков… но тут я осознаю, что эта мода вовсе не прошла, только теперь они делают тысячи снимков, благо память ПК безгранична

нет, я уверен, что это не мода, а именно технология, вполне ответившая на тайные упования и требования миллионов людей и давшая им средство самозабвения, отупения и одичания – и зависимость

и вот это самое важное, как убеждают нас новейшие исследования социальных психологов: человек жаждет вручить свою свободу, вернуть ее, обрести зависимость вместе с другими членами сообщества

Ведь надобно ж зависеть от других

знакомая строка! — вечный девиз посредственности, которой не нужно собственное мнение, решение, выбор, «воля к власти», и вот вам готовая масса, для которой корпорация уже приготовила «прогрессивную» программу развития

 

сегодня сеть органически не способна вместить ни строки настоящей серьезной информации по главным темам, которые волновали лучших людей на протяжении тысячелетий; если такой контент есть – он просто тешит авторов, их никто не читает

мне кажется, сеть оказалась действительно революцией, и, как все революции – в корне регрессивной; формально она дала возможность каждому человеку высказаться, на деле – создала условия для пустой болтовни, для информационного шума, в котором тонет все значимое

идеальная среда для болванов и паразитов, не способных ни на что, причем именно эти качества она и культивирует, и, видимо, в мире уже нет сознательной и творческой силы, способной перебить этот паноптикум; он победил

миллиарды сообщений, фоток, монтажей расходятся по всему миру, и весь этот мощный поток ничего ни для кого не значит; если завтра он прервется, что будет? – представьте, что останутся только линии деловой информации; представьте себе этих людей вне сети – что они станут делать?

они же органически не способны просто сидеть и работать; не научены мыслить, читать, писать, выражать чувства, понимать…

профессор читает лекцию о Канте, говорит о метафизике и ноуменах, однако его никто не понимает; я на занятии предлагаю тему – они молчат; спрашиваю: вам не интересно? – очень интересно; тогда в чем дело? – они молчат

я быстро понял, в чем дело: молчат, потому что у них просто нет слов, чтобы высказать свое мнение; то есть, вы начитаны и умны, мне приятно видеть ваше лицо; вы полагаете, что все такие же, а как иначе, они же в России живут, значит, говорят по-русски…

все не так просто; языком надо еще овладеть, а для этого надо читать хорошие книги, писать сочинения, обсуждать серьезные темы, «мыслить и страдать» — это банальность – а без языка вас как индивида, собственно, и нет

потому что язык — это мышление, сознание, душа – да-да, потому что все это угасает без проявления, без реализации; язык – это Родина; и если люди в 13, 17 лет не читают книги, то в 19 лет у них не будет словаря – это так просто; если они с детства привыкли вместо внутренних образов и картин получать готовые изображения чего угодно – у них не будет фантазии

если нет фантазии, внутреннего мира, стремления, упования, мечты, так у них никогда не будет Бога; сейчас они тут пишут на тротуарах «Лена, я тебя люблю!» — потому что у них нет живых, человеческих слов, чтобы выразить чувство, это все факты

они не могут вырваться из этой массы, стать отдельным субъектом – это невозможно – и мне хочется предостеречь тех исследователей, которые вполне искренне пытаются найти тут нечто «новое» — ну, нам свойственная вечная надежда на новую эру, новое общество… тут я скептик

когда человек рассказывает вам про новые отношения, веру, идеи, новую эру или общество, чаще всего он просто утерял веру, не имеет идей – чаще всего это просто слова; к настоящим открытиям идут не этим путем 2

клиповая культура вообще не предполагает открытий, она вся построена на копии; пишет чушь и размножает одним движением клавиши – сто копий летят во все концы; миллиарды копий, кишащее море информации, в которой нет не только смысла, но и факта – все ложь

вместо информации коммуникация, но и она фикция: вместо связи, чувства, эмоции – лайк, чисто механические сращения частиц в среде, где ничто и никто не имеет значения, мир роботов

Х. Дрейфус писал:

Технология делает наше знание косвенным… телеприсутствие заменяет наши отношения с людьми, это косвенное отношение к миру все более доминирует в нашей жизни 3

и далее (с.107) интересна и точна мысль про «иллюзорный опыт жизни» как результат такого «познания» и «общения»

 

разумеется, старикам следует об этом молчать, такова этика смены поколений; ясное дело, им нравится та эпоха, когда они были юными, полны сил и пр. – в этом есть доля истины; я ненавижу ту эпоху, когда я был юным, и моя проблема именно в этом; у таких, как я, образовался интеллектуальный тромб

с ужасом они осознают, что тогда хотя бы были художники, какие-то театры с человеческим лицом, люди обсуждали настоящие проблемы и читали настоящие книги, они стремились остаться людьми несмотря на весь этот убогий строй

да, то был строй – а тут рой, бездарный рой, или просто механические частицы, которые кружатся, управляемые магнитом, и ты понимаешь, что в такой среде уже невозможно употреблять половину словаря

в этом тихий кошмар ситуации, о которой никто не хочет говорить 4, снова как в той сказке про новое платье короля; люди крутятся в едином круговороте пустоты, не осознавая, что у них давно уже исчезли человеческие ценности, количество связей вместо качества, лайки вместо чувств, смс вместо отношений, гаджет вместо Бога

да, получился очень банальный текст, но есть вещи, о которых просто нельзя молчать; завершаю тем же автором (написано в 60е годы ХХ века):

Если мы не сумеем осознать эту динамику, то в один прекрасный день окажемся погруженными в атмосферу панического страха, приличествующую тесному мирку племенных барабанов с его всеобщей взаимозависимостью и вынужденным, автоматическим сосуществованием 5


Ж. Бодрийяр. В тени молчаливого большинства

цитаты

Стремление уточнить содержание термина «масса» поистине нелепо – это попытка придать смысл тому, что его не имеет. Говорят: «масса трудящихся». Но масса никогда не является ни массой трудящихся, ни массой какого-либо другого социального субъекта или объекта (10)

Масса, лишенная слова, которая всегда распростерта перед держателями слова, лишенными истории. Восхитительный союз тех, кому нечего сказать, и масс, которые не говорят. Неподъемное ничто всех дискурсов

Массы, однако, функционируют скорее как гигантская черная дыра,безжалостно отклоняющая, изгибающая и искривляющая все потоки энергии исветовые излучения, которые с ней сближаются. Как имплозивная сфера ускоряющегося пространственного искривления, где все измерения вгибаются внутрь самих себя и свертываются в ничто, оставляя позади себя такое место, где может происходить только поглощение (13)

Но молчаливое большинство (каковым являются массы) — референт мнимый.
Это не значит, что оно не существует. Это значит, что оно не может иметь какой-либо репрезентации. Массы не являются референтом, поскольку уже не принадлежат порядку представления. Они не выражают себя — их зондируют. Они  не рефлектируют — их подвергают тестированию… Однако зондирования, тесты,референдум, средства массовой информации выступают в качестве механизмов,которые действуют уже в плане симуляции, а не репрезентации. И ориентированы они уже на модель, а не на референт (27)

Вместо того чтобы трансформировать массу в энергию, информация осуществляет дальнейшее производство массы. Вместо того чтобы информировать, то есть, в соответствии с ее предназначением, придавать форму и структуру, она еще больше ослабляет — «поле социальности» под ее воздействием неуклонно сокращается. Все увеличивающаяся в своих размерах создаваемая ею инертная масса совершенно не подконтрольна классическим социальным институциям и не восприимчива к содержанию самой информации…

Масса является массой только потому, что ее социальная энергия уже угасла. Это зона холода, способная поглотить и нейтрализовать любую действительную активность. Она похожа на те практически бесполезныеустройства, которые потребляют больше, чем производят, на те, уже истощенные, месторождения, которые продолжают эксплуатировать, неся большие убытки. (33)

Энергия, затрачиваемая на ликвидацию отрицательных последствий постоянного снижения отдачи от политических мероприятий, на предотвращение окончательного распада социальной организации реальности, на то, чтобы поддержать симуляцию социального и помешать его полному поглощению массой, — эта энергия огромна, и ее потеря низвергает систему в пропасть 

 


альтернатива

Маклюэн ищет выход, ибо уже тогда он видел угрозу

Еще ни одно общество не обладало достаточными знаниями о своих действиях, чтобы развить иммунитет к своим новым расширениям, или технологиям. Сегодня у нас возникло ощущение, что, может быть, такой иммунитет способно обеспечить искусство.

 

Как высшее образование в электрическую эпоху перестало быть предметом роскоши и декора и превратилось в суровую производственную и операциональную необходимость, так и в определении, анализе и понимании жизни форм и структур, созданных электрической технологией, теперь никак не обойтись без художника.

…по словам Уиндхема Льюиса, «художник всегда занят написанием подробной истории будущего, ибо только он один сознает природу настоящего». Знание этого простого факта стало теперь необходимым условием человеческого выживания. Способность художника уклоняться во все времена от лобового удара новой технологии и с полным знанием дела парировать такого рода насилие — стара как мир. В равной степени стара как мир и неспособность потрясенных жертв, не умеющих увернуться от нового насилия, признать свою потребность в художнике. Вознаграждение и прославление художников может, со своей стороны, стать способом игнорирования их пророческой работы и недопущения ее своевременного использования для выживания. Художник — это человек, который в любой области, будь то научной или гуманистической, уже сейчас сознает последствия своих действий и нового знания. Это человек с интегральным сознанием (39)

вот прогноз, в который очень хочется верить

есть еще спасительная идея о циклическом развитии культуры, которая успокаивает нас во всех сферах жизни, включая климат; все это очень хорошо и даже возможно при условии, что человек не исчезнет как известный нам культурный тип

вот настоящая опасность


1. М. Маклюэн. Понимание медиа

2. Еще Исаак Сирин писал о том, что реальность определяется не наличием тех или иных уровней, а усилиями человека, которыми он раскрывает для себя эту реальность

3. Х.Л. Дрейфус. Виртуалистика: экзистенциальные и эпистемологические аспекты, с.98

4. Полно исследований, докладов, диссертаций, это самая модная тема; вот отрывок из свежей кандидатской:

Информационно-сетевая культура включает в себя предметные результаты деятельности людей, полученные на основе использования сетевых технологий (машины, результаты познания, произведения искусств, нормы морали и права), а также мировоззрение, знания, умения, навыки, позволяющие использовать весь потенциал информационно-сетевых технологий

автор и не сомневается в том, что «мировоззрение, знания, умения, навыки» — это так же присуще каждому, как руки или ноги, куда денешься; и естественно, если у тебя есть глаза, уши, так ты знаешь и понимаешь «произведения искусств, нормы морали» — все просто; надо только овладеть новыми технологиями, и дело в шляпе

5. Там же, с.25

27 июля 2018

Показать статьи на
схожую тему: