Вещь

Всякая вещь в глубине своей антропоморфна 1.

а не приближаемся ли мы к такому миру, в котором каждый человек в глубине своей, в самосознании уже – вещь?..

я не думаю, что кто-то может ответить на простой вопрос: как живет материя? – она непроницаема, скорей всего мертва; атомы связаны друг с другом чисто механически и так же просто могут быть разделены: отрубил кусок дерева – и точка

а что если люди начинают двигаться, жить, функционировать как вещи? – ну, конечно, не совсем вещи! – однако мы же все время возвращаемся к этой тревоге по поводу киборгов и пр., так что если…

Бодрийяр писал:

Каждая вещь, прибавляясь к уже существующим, отвечает своей собственной функции, зато противоречит единству целого.

вещь – все внешнее, в том числе и связь, не ставшая настоящей человеческой связью, и потоки ненужной информации, которые несут человека по жизни, не оставляя ни мгновения на медитацию, самосознание… да где же это целое? – для него давно уже нет никакой возможности

да и времени нет, я вижу людей, которые просто не способны остановиться

Cовременного кибернетического человека можно было бы охарактеризовать как умственного ипохондрика, одержимого идеей абсолютной проводимости сообщений.

получил – передал другому, даже не задумываясь; ничего не держит в себе, размышление, осмысление — практически невозможно; человек напоминает футболиста, от которого тренер постоянно требует: получил мяч – сразу передал! – ни секунды задержки, команда двигается как машина

мы относимся к жизни, к миру как к материи; человек занимает свое место среди вещей; почитайте Башляра: это был гениальный читатель, наблюдатель, человек с удивительно острым зрением и тонким вкусом, и он видел в вещах, в воде или огне – живое…

творческий человек оживляет мир вокруг себя, наделяет его смыслом и чувством; но для этого надо быть творцом, а их так мало; так что если происходит и обратный процесс, и миллионы людей гасят человеческое, обращаясь в вещи

человек, во всяком случае, давно уже перестал управлять вещами

…Человек окончательно отстает от своих вещей, уступает им в связности. Вещи как бы идут впереди него в организации его среды. (23)

у него дома помимо него происходит стирка, вычислительные и прочие электронные операции, телепрограммы; он использует готовые блюда, не говоря уже о падении курсов валют или цен на нефть – а это определяет уровень его жизни

и эта жизнь идет без его вмешательства, и он вряд ли способен что-то изменить не только в состоянии среды, но и в собственной судьбе; психология молодежи – это такие глаголы, как сесть, вписаться, занять место – стать молекулой системы

человек-вещь не влияет на жену, у которой своя деловая жизнь; не воспитывает ребенка, который следует в своем небогатом развитии общей модели: она не предусматривает особых усилий воспитания или гуманитарного образования

в общем, он почти совсем не совершает выбор – ну, может, марку машины, телеканал – жизнь идет своим чередом и несет его вперед, как течение реки, нет поступков, решений, и это, в конце концов, порождает эксцессы, но не более того

однако в последние десятилетия ситуация резко ухудшилась; исследователь отмечает:

Фактически свершилась настоящая революция быта: вещи стали сложнее, чем действия человека по отношению к ним. Вещи делаются все более, а наши жесты – все менее дифференцированными. (25)

вещи усложняются, человек упрощается, приспосабливается к вещам – вон, они прилипли к гаджетам и не могут оторваться, там их интерес, воля, разум, чувство, связь, надежда, радость, кайф – там все!.. полное опустошение сознания 2

ну конечно, это утопия, что компьютеры станут как люди и будут управлять нами и пр. – они же машины, а мы… а мы? – да они давно уже вами управляют, черт подери! – причем не какими-то убогими командами или табу, как в кино – нет, они управляют душой вашей, в которой пустота

 

это объективный процесс, который продолжается на наших глазах; люди пытаются сопротивляться: вдруг осознают, что машина означает пузо, жир, изменение походки, одышку – и занимаются бегом, пытаются восстановиться, однако это трудно сделать

нарушены базовые, естественные условия существования, и эти меры – паллиатив; люди вообще уже стали забывать, а что такое нормальное человеческое бытие, да и оно оказывается не совместимым с этой моделью механического существования

очевидно, это не финал, и нам следует придумать средство против этих последствий прогресса – такие ситуации уже случались, и человеческое сознание переживало их и выходило из них обогащенным и другим – во всяком случае, так утверждает история…

(кстати, не знаю, права ли она; я историкам не верю)

возможно, ситуация не такая критическая; мыслитель описывает среднего обывателя так, как он его видит; но что он на самом деле видит? – лишь общие процессы; всегда были люди опустошенные, бездарные, и теперь у них есть хорошая возможность реализовать свою пустоту, заполнить ее хоть чем-то

их всех собрала сеть – и отлично; только это не вся песня…

люди стремительно меняются, и мы уже видим последствия; материализация, овеществление касаются не только быта, но и духа: мы видим, как фундаментализм упрощает религиозные установки, сводя тайное к ясному, сложное к понятному и страшному

таинство веры ушло, оно мало интересно простому и грубому уму – взрывчатка понятна, вот они и взрывают со святым именем на устах все подряд, и это уже не теории и не интеллектуальные упражнения: это взрыв вместо дискуссии, смерть вместо жизни

машина смерти в этом плане ничем не отличается от любой корпорации: то же слепое подчинение и механическое исполнение производственных программ, и доходы получает тоже верхушка, а не рядовые…

духовным призывом она мобилизует тысячи и тысячи добровольцев, которые ощущают лишь уныние и безнадежность в ваших цветущих фаланстерах, они жаждут смысла, веры, их дух окрыляется, и вам с ними не справиться традиционными способами: люди-вещи слепы и глухи, люди-бомбы непобедимы

 

у меня в связи с этой невеселой темой возникает сразу картина Ива Танги, причем не мертвые пейзажи, а какая-нибудь «веселенькая», где ощущение взаимодействия этих странных штук, которыми он заполнял холсты – яркие цвета, даже какая-то динамика…

то есть, когда я без очков, просто полное ощущение, что жизнь продолжается и все как обычно, но потом я надеваю очки, смотрю и вижу лишь какие-то обрубки, уродов, хаос бессмысленных форм, и странной тревогой наполнено пространство

и я понимаю одну простую вещь: многие из нас уверены, что человек – это навсегда; что все происходящие беды и глупости меня не касаются, меня не поколебать, не изменить и пр. – так вот, я понимаю, что это слишком самонадеянная позиция

И. Танги


1. Ж. Бодрийяр. Система вещей.

2. Бодрийяр развивает мысль: «Если симулякр столь хорошо симулирует реальность, что начинает эффективно ее регулировать, то ведь тогда, по отношению к такому симулякру, уже сам человек становится абстракцией!»

Об этом писал Льюис Мамфорд («Техника и цивилизация», с. 296): «Машина приводит к отмиранию функций, граничащему с параличом». Теперь это уже не плод механистического вымысла, а непосредственная житейская реальность.

«Спроецировав себя в связную структуру, человек сам оказывается отброшен в бессвязность. Перед лицом функциональной вещи он оказывается дисфункционален, иррационально-субъективен; отныне он – пустая форма…», эти идеи сегодня – банальная истина.

13 июня 2018