Русские вопросы
Чацкий
Где был? Куда меня закинула судьба?!
тут вопрос общественный: Чацкого волнует действительно существенная проблема: он, умный, образованный человек, не может найти не только места службы – но пространства жизни; он тут явно лишний, причем его никто не понимает: они говорят на другом языке
тут столкновение дикости и цивилизации, основной вопрос для России на протяжении последних 300 лет – вопрос явно неразрешимый, и этим мучаются главные герои нашей классики, и многим неглупым людям и сегодня трудно осознать эту странную ситуацию и в ней жить
Печорин
зачем был рожден этот умный, талантливый, красивый человек, который стал просто «молотом, который падал на головы осужденных»! – он был совершенно бесполезен, типичный «лишний человек»
что же это за страна такая, где человек ума и воли тотчас обращается в умную ненужность, в демона, и обречен погибнуть, не дав «ни мысли плодовитой, ни гением начатого труда…»
Лермонтов именно потому самый глубокий русский ум, что безошибочно понял в самом начале этой культуры совершенную безнадежность проекта
Базаров
Нужен ли я России?
базаровский вопрос остр до сих пор именно потому, что тут развилась странная жизнь, в которой есть одна совершенно никому не нужная вещь – интеллект; тут не так важна его позиция, этот якобы нигилизм – на самом деле позитивизм, — но тут не нужны ни ученые, ни поэты, ни позитивисты, ни метафизики
если Печорин индивидуалист, тип героя или художника, то Базаров – настоящий деятель, и вроде бы в новые времена такие люди реально нужны стране, которая планирует какое-то развитие и приход к цивилизации; однако времена ничего не меняют в вечной формуле лишних
есть в этой стране какая-то гнущая к земле сила, невозможность взлета и порыва, бессмысленность и безнадежность любой мечты, обреченность любого творчества; тут не нужны идеи, не нужны идеологи, тут нет реальных лидеров, а герои оказываются жертвами или упырями
невинный герой Тургенева (который вовсе все это не имел в виду!) оказывается и сегодня в центре внимания
Обломов
Что ему делать теперь? Идти вперед или остаться? Этот обломовский вопрос был для него глубже гамлетовского. Идти вперед – это значит вдруг сбросить широкий халат не только с плеч, но и с души, с ума; вместе с пылью и паутиной со стен смести паутину с глаз и прозреть!
но это вопрос, так сказать, официальный; а вот другой действительно важен:
Когда же жить?!
собственно, два эти вопроса сталкиваются: если идти вперед с этой жадной толпой, хватать дары жизни, то… когда же жить? – неразрешимая дилемма; второй вопрос гораздо важнее, и в школах его не задают никогда
потому что любой ученик тогда сразу понял бы собственную позицию в отношении этого важнейшего вопроса; он мог бы повторить его, имея в виду эти бессмысленные часы в классе, заучивание никому не нужных правил и формул, которые ему диктуют слепые учителя, и пр.
и дело, конечно, не столько в самой школе (которая все же необходима), а в той привычке тратить попусту время жизни, которая в такой школе неизменно рождается и укрепляется
образ Гончарова двойственен и отражает его личную раздвоенность; толпа обломовцев ничего не даст России, куда бы ни кинулась; и все равно пересилит это желание пожить, ибо нет тут у человека никакой надежды сдвинуть гору…
Раскольников
однако на фоне вышеизложенного сам вопрос Раскольникова (по поводу твари дрожащей) и значения не имеет: ну что с того, что ты Наполеон, гений или герой – что дальше? – тут просто от противного доказано то же самое: полная безнадежность всякого реального поприща
да и сам этот великий герой что великого свершил? – усеял Европу трупами, с точки зрения русского человека, которому все эти завоевания цивилизации, свободы и пр. кажутся до сих пор чистыми абстракциями, прошу пардон…
тут пафос личности, которая дерзает встать во весь рост со своими противоречиями, комплексами, бредом и порывом – как раз против бездушной «цивилизации»
Толстой сам — ярчайший герой своих опусов, вечно заблудший и тоже отвергающий цивилизацию всю, целиком; совершенный абсурд его проповеди обнажает бунт русского сознания против любого подобного порядка, и тут снова перед нами выше описанная проблема…
герой чеховской «Скучной истории» логично завершает этот ряд, твердо заявляя, что не знает ответ на вопрос о смысле жизни: на бескрайней равнине этих ответов просто не существует; хорошенькая, однако, премудрость!.. только видимо, такие вопросы не для того ставят, чтобы тотчас находить простые ответы
их ставят, чтобы идти дальше, искать новые идеи и формулировать настоящие проекты развития
а пока их нет, все так же холодна бесконечная равнина, на которой живут неплохие люди, однако они пока не нашли смысла своей жизни и способа организовать ее по-человечески; возможно, в этой неясности, в этих вечных вопросах и метаниях и кроется надежда?..
Размышление
Ни апокалипсис, ни нигилизм не признают серединного царства культуры. Потому так трудно русскому человеку участие в историческом процессе, в творчестве культуры 1.
проблема великой равнины в том, что тут нет истории и культуры, эти процессы до сих пор носят хаотичный характер и оттого не формируются и не структурируются настоящие управление и власть духовная, политическая, финансовая, социальная и пр.
нет системы, которая умела бы учитывать, постигать, перерабатывать и реализовывать горькие уроки истории и открытия великой культуры; вся эта жизнь есть просто сумма разрывов и не связанных друг с другом и ни с чем высшим эпизодов – нет цельного процесса (цивилизации)
и сегодня строят церкви, поддерживают религию, однако она вовсе не балкон, чтобы ее поддерживать – она должна стать организующей, созидающей силой в народе; то же относится ко всему лучшему, что являлось на этой земле: надо использовать с умом то, что уже есть
то есть, иначе говоря, у вас серьезные проблемы, и решить эти проблемы кажется вам совершенно невозможным, потому что вы используете взятые напрокат чужие идеи и технологии (тут вера в магическую силу технологий) – таков был весь ХХ век
вы полагаете, что земная жизнь, мировая жизнь универсальна, и нужны те же решения, те же способы организации людей, производства, обмена, культуры, как в других странах: все модели известны, надо их только с умом применить – и ничего не получается, люди недвижимы, а сами правители меняют способы и модели на каждом шагу
они отвергают главное, не знают о мистических глубинах этой души и сознания, не верят в силу духа, в силу слова, в мистику преображения, в творчество; они верят в рынок, и рынок, словно в насмешку, преподносит им сюрпризы на каждом повороте
они ввергают страну в эту рыночную стихию, не понимая, что рынок лишь средство, безликий инструмент, а хаос крайне вреден для русского сознания, для всей душевной конституции этого народа: тут ничего хорошего никогда не получалось и никогда не выйдет из хаоса
а были на этой земле великие подвижники и мыслители, которые открыли способы управления этим народом, модели творчества на этой земле, и исходя из особенностей этого сознания – и не только такие, как Бердяев или Достоевский; возьмите хоть комиссаров с их поразительным пониманием массового сознания и способами им управлять при помощи утопии, иллюзии, лжи
одной из таких проблем сегодня является преодоление нигилизма (а, катись все к чертям), другой – превращение абстрактной и смутной «веры» в настоящую духовную силу; третьей – создание новой системы образования и воспитания на основе собственной культуры; далее — творческий подход к жизни и труду, далее — возрождение русской идеи, и пр., и пр.
это возрождение, конечно, возможно, только для этого надо преодолеть главный порок высшей касты: поразительную гордыню и совершенное неосознание собственного профанизма и нигилизма; этим г-дам нужны реальные знания, которые в настоящий момент просто негде получить (эта штука не импортируется)
все современные проблемы страны решаются исключительно в сфере культуры; точнее, не решаются там, потому что сама эта сфера давно уже отсутствует
тут не кризис финансов и не проблемы валюты (это следствия), а глубинный кризис сознания нации, утерявшей все главные ориентиры и ценности; иначе говоря, во имя чего я стану на вас вкалывать?.. и это не все, потому что идеалы и ценности гаснут, если нет развития; Бердяев верно пишет:
Православие много веков воспитывало русский народ в религиозной покорности царю. Самодеятельности же и самодисциплины народа православие не воспитало. Вот в чем одна из причин нашей трагедии. (9)
все это верно, однако апатия, паразитизм, патернализм и прочие болезни наши все-таки есть следствие особого типа этой неразвитой культуры
та, первая, цитата из Бердяева ставит культуру на важное место; основная проблема русской власти в том что она лишена высокой культуры и не может освоить, понять и использовать те громадные культурные и идейные ресурсы, которые у нас есть, и это, конечно же, черта дописьменной культуры, в которой не формируется базовых устоев, традиции, у которой, собственно, еще нет истории
таким образом, наши временщики – явление совершенно естественное, как и коррупция, воровство, свойство – все эти родовые болезни временщиков: они сразу попадают в ситуацию культурной пустоты и совершенно неизбежно и закономерно начинают ту же вечную песню…
нет веры, нет цели, нет интеллекта, нет достоинства – никаких движущих сил для развития
никакими мерами с этими бедами не справиться, никакая карательная политика не может победить такую круговую поруку; почему в совке им удалось ее частично усмирить? – да потому что, во-первых, они действовали в определенной культурной, точнее — идеологической парадигме, ну и, во-вторых, террор…
и теперь, озираясь назад, понимаешь, как глубока пропасть, как долог путь к настоящей культуре; и самое страшное – эти жрецы с их непомерной гордыней и совершенным профанизмом – по самым главным вопросам бытия
только победив хаос, можно даровать свободу – в этом тайная пружина развития любого народа; надо стать достойным свободы; с другой стороны, дикари внутренне свободны, им вечно завидовали европейцы; и я не знаю человека, который был бы так внутренне свободен, как русский человек
отсюда, его равнодушие к социуму, выборам, политике, власти: он живет на своем огороде и плюет на идиотов-либералов, которые призывают его к очередному бунту и переделу, и какой-то там свободе: у него этой свободы навалом на необъятной равнине, он иначе не представляет себе жизни
стоит задача преобразовать эту необъятную внутреннюю свободу русского человека в свободу творческую, политическую и пр.; перефразируя известное изречение, дайте мне свободного, мыслящего человека, и я переверну мир
1. Н. Бердяев. Философия неравенства, гл.1