«Проклятье плоти»
женщина вовлекает в сферу чувственного, в плотское, в тело; принимая мужчину, она поглощает его
она не понимает других отношений; это может быть увлечение, любопытство, слепота или имитация, но, так или иначе, природная стихия ее влечет в плоть; Дали ощущает эту тяжесть плоти, которая не дает взлететь: он зачарован, заговорен ведьмой
женщина и сильна-то именно этой цельностью, которой у меня нет: я ищу ее, а женщина ничего не ищет, все уже найдено, и она не понимает наших метаний и иллюзий; по сути дела, она не понимает высокой любви и не может на нее ответить
И правда, с этой стороны
Бываем часто мы смешны… 1
мужчина создает какой-то высокий образ и верит в него, в то время как живая женщина… ну да, она может быть польщена и заинтригована, однако опытная и ждущая мужа женщина не может разделить эту страсть, она ждет, пока пройдет эта дурь и он займется делом…
Проклятье плоти…
о котором говорит Гамлет, это не мучение без женщины, думаю, напротив, мучение рядом с ней, привязанность, связанность, рабство плоти и стеснение духа, которое высокий поэт ощущает как проклятье
и отсюда, бесформенность этой расползшейся плоти у Дали: она заполнила все, это симбиоз самых разных форм – там и петушиные перья, и механические детали, и насекомое лезет из нее! – нечеловеческая форма, зверь
он сидит во мне и не дает петь – получается рык
«Великий мастурбатор» привязан, объят женской плотью, обречен инстинкту, и мы даже не видим тут верхней части его тела, потому что все это происходит на низшем уровне, который люди пытаются как-то приподнять…
масс-культура его расцветила, превратила в красивое приключение, в любовь(!), и камера показывает нежную кожу, ласкающую руку, сплетающиеся ноги и прочие органы, и главное – наслаждение, высшее наслаждение, «вершина любви», как пелось в дурацкой совковой песне – у нас во дворе это называлось: ебля
у Дали, напротив, тут нет красивого, влекущего тела, нет формы, и это очень точная и острая интуиция: влечение порождает вовсе не округлость, гармония форм или тонкость талии, а эта масса плоти, плоть, плоть!..
творчество возможно лишь при истощении, превосхождении плотского (на картине, где растекается скрипка и от тела осталась тряпка), и тут художник ведет напряженную, смертельную борьбу; женатый художник – нонсенс, и драма
в нормальном творческом человеке не могут сочетаться эти два состояния: плоть и дух, половой и творческий акты, зверь и ангел — черт подери, да это же совершенно невозможно! – и в какой-то момент я ощущаю глубочайшее прозрение в таких его работах…
а Гала демонстрирует грудь, что еще нужно…
потом он сажает ее спиной, а слева помещает набросок; иначе говоря, не видит ее лица, видит тело; теперь надо победить, превзойти это тело, сбросить наваждение; так рождается изящный павильон в восточном стиле, знаковое изображение тела женщины
эдакий храм как знак любви; тут влечение побеждено и превращено в игрушку, в кумир, в образ – да во что угодно, только бы угасить этот жар, это телесное влечение — кстати, это вовсе не означает, что он это влечение ненавидит или в тоске от него
да нет, он здоровый мужчина и наслаждается этой плотью, но одновременно это гири, которые тянут к земле; это надо пройти, надо овладеть любимой женщиной, и, возможно, это путь…
помните, в русских сказках эта баба Яга, которая вся такая земная со своей вертящейся избушкой и черепами: только она может указать путь, и за это надо потрудиться; в духовном мире героя, она уродка, конечно, но в обычной жизни всяко бывает…
слушайте, бабы, важное скажу; есть два типа мужчин
первый – импозантный, самолюбивый, это любитель женщин: он их преследует, маячит рядом, соблазняет, говорит слова, восхищается, лезет, лапает, готов всегда переспать и часто до смерти надоедает; он о них говорит, мечтает, вожделеет, а после быстро охладевает
он вовсе не ищет идеал, как нас учил Кьеркегор, просто желает уложить каждую, словно ищет что-то особенное и, конечно, находит все ту же манду, и у меня мучительный вопрос: а что еще он ожидал там найти?..
женщины на таких мужиков смотрят как на развлечение – ну, к примеру, так мы смотрим на бабочку или ящерицу – и только очень неопытная женщина способна увлечься этим насекомым; она понимает, что ему надо просто сунуть куда-то эту штуку, инстинкт; это несколько унижает…
второй – мрачноватый, сдержанный, женоненавистник; проявляется в самых разных жанрах – от высокой поэзии до скандала с матом; женоненавистник – это мужик, который по-настоящему способен любить, только он не находит идеала, не находит настоящую женщину, и отсюда все страсти…
а он именно испытывает страсть, влечение, отвращение, любовь, ненависть, и это привлекает женщин, притягивает их, потому что тут власть тела слабеет, тут нужно творчество, и в такой связи есть мистика, есть глубина…
значит, есть в нас эта сила, эта воля, которая преодолевает власть плоти; и есть загадка этой власти и нашей обреченности
отрывок из письма 2
…о любви зря заикнулись: люди вольно и невольно раздували этот пузырь, так что им самим стало казаться, что именно она – смысл жизни, соль земли и что там еще; полная чепуха, миф, конечно, потому что, может, любовь у нас и есть еще, изредка случается волей небес, только женщина прилагает максимум усилий, чтобы ее убить
нет, конечно, девушки мечтают о высокой любви, иногда, но это ведь инстинкт, за который их сознание не несет никакой ответственности; впрочем, кто видел и слышал вечерком во дворе современных девушек…
этот миф, что женщина живет любовью, самый нелепый; современная женщина думает о сотне других вещей, и любовь не входит в этот список; более того, когда мужчина по-настоящему любит ее, это ведь и на нее налагает досадные обязательства, совершенно не к месту
ну понятно, что двое не могут любить с одинаковой силой, а женщина любит – прошу прощения за эту мысль, но ведь вы сами просили писать все подряд – так вот, она любит из ревности, от досады, от идеала, т.е. ее любовь как правило имеет конкретную причину, в отличие от нас
ну а когда он любит ее любовью Петрарки, что еще надо? – только оказывается, действительно ничего не надо, если он под окнами ночует и серенады поет – пусть поет, от них никому не жарко и не холодно; а вот если это муж? – куда девать это все? – она же не может ответить тем же
а у него свои потребности, он стихи сочиняет, он бегает вокруг нее, а надо квартиру убрать, ребенка собрать, макияж, шопы, кухня, работа, телефон – сотня дел, говорю же! — а тут этот бледный ангел мотается; поэтому она пытается погасить огонь, понимает, что он опасен, даже на уровне подсознания, сама не понимает что делает (обычное для нее состояние)
нет, такая любовь импонирует какое-то время, поднимает ее в собственных глазах, да на кой черт, раз она и так перед зеркалом торчит часами и все поднимается, поднимается – дальше некуда!
и тут ничего не изменишь: не пытайтесь воспитать взрослую женщину – это как мертвому припарки; она неизменна, она вечна; повторю: женщина – земля, вот истина: она как земля может даже извержение выдать, но это ничего не меняет в общей конфигурации, в ее характере и привычках
подавляющее большинство женщин совершенно не способны к развитию – их надо принять такими как есть, иного выхода нет; вы не можете изменить ее, как не можете изменить стол или фикус, так что любовь к женщине постепенно становится любовью абстрактной, некой жизненной силой, которая во мне и раньше была, просто она приняла такую форму; разные влюбленные тысячи раз мысленно повторяли эту крамольную, страшную идею, что на самом деле женщины не достойны высокой любви
в этом их главный секрет, и вряд ли я должен формулировать следующий очевидный тезис – о том, что и сами они не способны к глубокому чувству, однако скажите сами: разве оно возникает на пустом месте? – разве не нужна тут глубокая подготовка всего моего существа? – эти мечты, предчувствия, огромная духовная работа, которая в девушке нашего века просто немыслима…
да нет, не верю, что это возможно — так, вспышки, увлечения — современные женщины не этим дышат, у них свои идеалы – как правило, из кино, здоровые мачо, загорелые и тупые, вот эти совершенно не способны на настоящее чувство, а потому безопасны и симпатичны
кстати, именно по этой причине современные женщины так здорово вписались в бизнес, в управление и пр., ведь они вполне готовы жить без чувств, без всяких высоких состояний духа и пр. белиберды – они прагматичны и пошлы, настоящие мещанки с развитым хватательным рефлексом
так что если это любовь… стоит разобраться, кого именно вы любите, что именно в вашей душе происходит; современный мужик тоже не слишком утруждает себя подобными анализами, а сколько молодых ребят принимают за любовь известного рода зуд!..
ну а что касается секса, т.е. настоящего эроса, тут его никогда не было, так что и сегодня бытуют симулякры; при этом в моде полный апофигизм, нулевая чувственность, все это очень странная традиция… и все это печально
…
думаю, у нас нет претензий: претензии такого рода, полагаю, бессмысленны; однако мы думаем на эту тему постоянно, и главным мне представляется некая ответственность, которая совершенно необходима в условиях такой разности
только так возникает доверие (а без него уж точно сегодня жить невозможно), ну а оно невозможно без минимального понимания; вот это стремление к пониманию и порождает подобные тексты
и я не думаю, что они обижают женщин – напротив, в настоящих женщинах с живым чувством и хотя бы минимальной искренностью я заметил интерес к этим темам и стремление понять; faci quod potui
1. Из черновика «Онегина», гл. 6
2. ЖЖ, 2013