ГлавнаяИдеиКоллажНиколай Ге. Религия

Николай Ге. Религия

этот художник рельефно прост: прокуратор Пилат, застывший каменной статуей, и Христос, из тени тайного знания светящий, — ясная антитеза; Ге использует резкие тени, контрасты, но мистики не получается

его Иуда, застывший на пустынной дороге, утерявший связь с человечеством и уже как бы превращенный в камень – тоже нет мистики; впечатление, что ее вообще нет в русском художественном сознании; думаю, это корень и неудачи русского символизма и такой полный и страшный эффект последующей культурной катастрофы

Н. Ге. Что есть истина? Христос и Пилат

культура развивается как живое тело и нуждается в пище; у нее есть периоды расцвета, прозрения – и тьмы, тени; однако русская культура все-таки целиком строилась на заимствованиях; попытки славянофилов вспомнить о своем не увенчались успехом

поэтому в русской культуре не было таких явных естественных приливов и отливов, она пассивна, я не нахожу в ней нужного числа творческих сил, идей, прозрений

почему пишут Христа?

видимо, чтобы приблизиться в тайне Богочеловека, в которой мыслящий мастер видит огромное значение; но что означает эта сцена Ге, где мы видим Христа, странным образом обхватившего лоб руками… что это такое? о чем это? – как и его Вечеря с огромной тенью Иуды…

Н. Ге. Голгофа

тут нет осмысления, нет проникновения в таинство; впечатление, что художник просто нашел нужный эффект, удачную гамму…

Христос в синагоге – случайная фигура, ничем не примечательная, хоть там все залито золотым светом, не связывается…

тут понятная проблема: хороший художник берется за высокие темы в эпоху разрыва с церковью и смерти богов, вот в его живописи и отражается эта правда царящей вокруг него пустоты; он эту пустоту просто отражает, и в этом нет искусства, его задача как раз обратная

наступило время странное, сложное для творчества: сам выбор сюжета требует эрудиции и определенного масштаба сознания; надо осознать эту плоскость и пошлость, и пустоту и найти путь преодоления ее; эта задача не всякому оказалась по плечу

а когда по плечу, у многих наших получались всякие черные квадраты, символ художественного бессилия, по сути дела

 

и вдруг неожиданные на первый взгляд параллели: Ге друг Толстого, и вполне ощутим этот нигилизм, прописанный так же рельефно, как и у великого заблудшего

он ищет снова и снова стиль представления евангельских сцен, все разные – стиля нет и смысла тоже не появилось никакого; и тут не влияет яркий свет, как в сцене в синагоге, или вечерние тени, гризель в сцене у распятия – все равно смазано что-то главное

и я смотрю на эту прекрасную художественную работу и ощущаю: это просто хороший рисунок, я не думаю о Христе – я просто не ведаю, что мне – тут – о Нем думать?

В.М. Васнецов. Распятие Христа

а тут еще Бердяев заявляет, что в истории нашей церкви не было ни одного мыслителя, кроме Иннокентия Таврического; читал проповеди Иннокентия, и это действительно шедевры, а тут купил первые три тома, где вся догматика, и это просто банальность…

так почему же не было мыслителей? – потому что русские подходят к вере с позиции исихазма, озарения; у них чистая вера в Бога, чуждая западному рационализму

и когда Буслаев критически оценивал живопись Возрождения, он не просто судил с позиции нашей иконы, а вообще отвергал это бытописание, введение Христа в художественный оборот, в круговорот обычных бытовых сцен

таинство остается таинством, мистическим преображением, которое не поддается никакому анализу и никакой интерпретации; отсюда бедность культурной традиции; то же, но уже в чистом и абсолютном виде произошло с евреями, единственной культурной нацией, у которой вследствие этого табу нет своей культуры, кроме Торы

18 сентября 2018

Показать статьи на
схожую тему: