Кубизм
Представляя в двух измерениях внутреннюю и внешнюю стороны, вершину, основание, вид сзади, вид спереди и все остальное, кубизм отбрасывает иллюзию перспективы ради мгновенного чувственного восприятия целого. Ухватившись за мгновенное целостное осознание, кубизм неожиданно оповестил нас о том, что средство коммуникации есть сообщение. Разве не очевидно, что в тот самый момент, когда последовательность уступает место одновременности, человек оказывается в мире структуры 1.
не только это
тут наука называет все одним словом, что неправильно; взгляд любимой женщины, письмо, газетная статья, репортаж, впечатление от картины, потрясение от стихотворения или сонаты Бетховена, или записка начальника – все это инфо, информация
то есть, некий объем данных, которые вполне можно проигнорировать или использовать
в этом самом «мире структуры» все обезличено и стандартизировано; мир как наложение и взаимодействие структур, такое представление ведет прямиком к нашему виртуальному общению и в мир Сети, а уж попал в сеть – не рыпайся…
у меня неоднозначное отношение к кубизму
с одной стороны, это настоящая живопись, если речь идет о Пикассо или Браке, или Метценже, которого я всегда ставил высоко; с другой, сама композиция этих картин странная; условный центр, нет планов, мешанина, внимание рассеяно…
короче говоря, я под давлением посторонних факторов, так что на фоне современных сомнений и проблем с информацией и всей этой виртуальной дряни, я смотрю на кубизм несколько иначе: с него все началось
Брак изящен и всегда знает меру; только кубистическая картина всегда имеет один недостаток: это плоскость; парадокс: именно стиль, претендующий на глубину отражения реальности, ведь он снимает систему планов – оказывается плоскостью
однако она становится бесконечной, и поэтому слова, отношение, взгляд или видение невыразимы, все расплывается – или восходит в метафизический горизонт; именно поэтому часть вещей просто прочерчены тонкой линией, другие прописаны вплоть до букв – смяты все проекции, и это сочетание форм и букв тоже играет на эффект полифонии композиции
я в мире структуры
это не копия какого-то предмета или композиция на столе, не фигуры и не лица – это просто ощущение от некой сцены, включение восприятия в игру теней; я сам восстанавливаю возможные композиции, кубизм первый подразумевает активное сотворчество
с этой точки зрения, он превращает живопись в холодное средство коммуникации: вы не можете обойтись тут без соучастия, именно поэтому он породил миллионы последователей, копий и перепевов вплоть до нашего времени: этот стиль вызывает вашу активность
и одновременно он установил критерий опуса, который легковесен и необязателен; тут нечего «понимать», интерпретация тут находит минимальный материал для осмысления или экспликации; тем самым именно этот стиль возвестил нам появление нового типа сознания
о клиповом сознании не писал только неграмотный; но почему?! – и тут я могу нащупать ответ
во-первых, надо посмотреть на историю культуры, и там я нахожу похожие ситуации: романтизм был стилем, который пробудил людей от спячки и породил много разных явлений – ну, к примеру, страсть к путешествиям, которая сама по себе совершенно не имеет ничего общего с романтическим бунтом, не так ли
во-вторых, в кубизме впервые в истории искусства мы видим смешение: привычный мир разрушен, как и его восприятие; это совершенно новая система координат, и ее диктует современная наука
вот настоящий бог эпохи, распахнувший дверь в новый мир: человек начала ХХ века – это совершенно другой субъект, чем прежде, потому что у него громадный кругозор, он очень много знает… ну и естественно, глаза разбежались, и вот этот хаос, смешение и отразил – совершенно невольно – кубизм
это слово – ХАОС – вообще ключевое для понимания современного сознания, потому как оно его, хаоса, вовсе не страшится; и отсюда – системный подход, который рассматривает мир, человека, общество и все на свете как набор структур
ну а где воцарилась структура, там нет глубины – это антонимичные идеи
и, в-третьих, совершенно естественно происходит следующий шаг: человек, оказавшийся в ситуации хаоса, не придает значения ни одному элементу и ни одной структуре (нет глубины – нечего и понимать); они однородны и нет никаких иерархий, а значит и эволюции, развития, смысла
кубизм – величайшая правда о современном сознании
Дополнение: Ж. Бодрийяр
…Я сказал, что современное искусство ничтожно [nul]! Не скрою, это была провокация, тем более что в термин «ничтожность» [nullité] я вкладываю особый, своего рода магический и возвышенный смысл… художник и зритель стали сообщниками, погрузившись тем самым в сферу полнейшей ничтожности…
Современное искусство сделало для себя предметом свою отмену, свое начавшееся еще два века назад саморазрушение… 2
видимо, оценка – иногда важная штука, и ею не надо пренебрегать; в период, когда воцаряется хаос, исчезают истинные (духовные) координаты, очень важно найти ориентиры, критерии…
отчасти он прав: искусство сознательно идет к уничтожению, потому что художник ощущает: утеряны какие-то основные координаты человеческого, например, вера; отсюда, ряд неизбежных следствий, совершенно разрушительных: поэзия исчезает, мистика вырождается… то есть, вообще, происходит сжатие 3 горизонта сознания
в этом плане, кубизм – поразительная исповедь, тут плоское сознание кричит и не может найти глубины
однако он не прав в том, что подводит черту: эта боль и отчаяние, как мы знаем, есть «причина сознания» и может быть, это еще не финал
1. М. Маклюэн. Понимание медиа
2. Пароли
3. См. соответствующую главу