Гипотеза
…он вдруг осознал, что произошел поворотный момент в истории культуры; он шел по дюне, глядел на море, вдруг остановился, и это был momento de verdad; мы как раз спорили о понятии человечества – и он провозгласил новую истину
— Цивилизация, культура, человечество? – да это же отрицательные величины!..
то есть, отвергается привычное понимание истории культуры: поступательное развитие, циклы, вечное возвращение и пр. дребедень; что такое цивилизация? – мы тут согласны: убийца; что такое культура? – это по сути масс-культура, то есть антикультура, разрушение
вся шутка в том, что тут демография: их стало слишком много, а нас слишком мало; и мы не заметили, как эта масса, этот рой совершенно подавил своим количеством кучку интеллектуалов, которые уже ничего на самом деле не решают: копошатся где-то в науке, в философии, читают лекции…
они курьез, исключение, а вся экономика, политика, все значимые сдвиги совершаются помимо них и вопреки их ученым рацеям; великие мыслители ХХ века все сказали по поводу толпы и цивилизации, и что? – и ничего; журналисты обличили Америку – и снова ничего, будто комар прожужжал
мы пребываем в неком антимире, своем углу, а человечество живет войной, преступлением, убийством, грабежом, насилием – вот насущные темы, кино, спорт, политика полны этим; никого больше не интересуют идеи, мораль, метафизика, это анахронизм
люди приняли это отрицательное направление, свыклись с преступлением, пошлостью, их не пугают расправы, они смотрят очередное убийство в прямом эфире как шоу – это уже другое человечество – со знаком минус, и взывать к нему — глупость
гипотеза в корне меняет вектор рассуждения, вообще все меняет и помогает понять некоторые загадки
возьмите образование: давно замечено, что в современном мире в наиболее динамичных областях жизни успеха добиваются вовсе не отличники, а именно те, кто не учился вовсе, дурака валял – почему? – потому что положительное знание идет в противотоке отрицательной реальности
там совершенно другая парадигма и нужны совсем другие качества, знание мешает, затмевает сознание, занимает место нужных свойств – быстроты реакции, нюха, интуиции, критического разума, лишает смелости и пр.
и ты можешь называть ее масс-культурой, мифологией или паноптикумом, но эта культура определенно давно уже отрицательная величина в основной массе, и гениальные опусы явились напряжением конфликта с этой массой, собственно были подтверждением гипотезы
ну это действительно похоже на уравнение, в котором все было тип-топ, а тут вдруг поставили минус перед первой цифрой, и все полетело к черту, и теперь надо все считать заново
картина Магритта, где толпа стоит перед окном в пустую комнату; в комнате никого нет, и они смотрят – как мы понимаем – во мрак, не различая ничего в этой пустоте; да там и нечего различать, потому что комната совершенно пуста – и эти две пустоты взаимно определяют друг друга
формально они — общество, некая величина, однако на деле у них уже нет дома – т.е. общих понятий, ценностей, дом культуры давно пуст, и все мы понимаем, что там давно черти завелись и правят бал
и другая проекция: видимо, художник (который пишет эту картину) смотрит на них из пустого дома и не различает лиц – все на одно лицо, и это лицо – Ничто, пустота под знаком минус
две пустоты, прогрессивное уничтожение всякого содержания; любой смысл теперь вызывает раздражение и судорогу всей структуры – как потянуть за угол скатерти…
таким образом, картина утверждает…, да она ничего не утверждает, а устанавливает просто отсутствие содержания, невозможность никакого положительного смысла: толпа видит пустоту – художник смотрит на безликую гомогенную толпу, массу, no sense
пустая комната – тема «Сталкера»
можно кого угодно туда тащить, все равно он не зайдет, а если и залезет, так ничего не увидит: он просто приносит туда пустоту внутри себя, с ней и уходит не солоно хлебавши
художник создает это пространство Великой Пустоты – в мире, где полно ненужных вещей, и они мешают видеть, чувствовать, осознавать и вообще мыслить и быть человеком
я думаю, каждый художник идет к такому миросозерцанию, такому расколу сознания, который становится все более осознанным и зрячим
это похоже на рисунки Клее, в которых образ города меняется: он начинает с зарисовок, где пытается вписать эти экзотические города в пространство, и возникает ликующая, радостная картина
художник идет от цельности, он пытается нащупать ее в природе, в человечестве, однако постепенно он начинает понимать, что цельность в нем – в мире ее нет
из живых акварелей раннего периода вырастает сначала жесткая конструкция, а затем просто клеточная структура; это уже не человеческий город, он утерял лицо, живой смысл и дыхание, это нагромождение домов, масса
само понятие структуры, столь важное для современного сознания, интересно в том плане, что помогает расположить элементы и понять связи между ними; исследователь увлечен этими связями, он чертит их на листе, не осознавая, что это уже мертвая материя, а не живое тело
последний этап – чистая абстракция, просто клетки: отрицание реальности, в которой уже нет живых клеток; и в самой абстракции зажигаются новые связи и живые клетки иного измерения…
отвержение мира происходит органично и естественно, вытекает из всего творческого процесса
это напрямую связано с нашим отношением к реальному миру, к человечеству
как мы слушаем новостные программы, речи политиков, в которых (это очевидно) мы давно уже не слышим ни слова правды; искажение охватило современное политическое сознание, и наша задача – превосхождение, отрицание этого лживого мифа
само понятие цивилизации вызывает самые разные оценки, но ясно, что это омертвение, ужесточение структур, рост напряженности, конфликтности и все меньше реального человеческого содержания
Цитаты
Факт существования организованного общества — это еще одно ограничение свободы. (Т. Адорно)
Мы создали реальность, казалось бы, полностью зависящую от своего рода союза экономической, телесной и сексуальной рациональностей, но главной, радикальной формой жизненности всегда выступает вызов, безудержное повышение ставок, потлач, то есть отрицание ценности. Принесение ее в жертву 1.
На мой взгляд, мы уже прошли точку невозвращения и полностью вовлечены в безостановочный, экспоненциальный процесс, в котором все погружено в беспредельный вакуум и утратило человеческое измерение. (Там же)
Буржуазный псевдофизис — это полное запрещение человеку творить себя. (Р. Барт)
Общество изобилия уже достаточно ясно продемонстрировало, что оно является обществом войны. (Г. Маркузе)
По мере цивилизационного прогресса степень деструктивности возрастает (а не наоборот) 2.
Гордость нынешнего универсального постижения и высокомерная уверенность в том, что человек в качестве господина мира может по своей воле сделать его устройство по истине наилучшим, превращаются на всех открывающихся границах в сознание подавляющей беспомощности 3.
Превращая отдельных людей в функции, огромный аппарат обеспечения существования изымает их из субстанциального содержания жизни 4.
Цивилизация начинается с мифа и кончается сомнением 5.
тут везде в глубине одна интуиция: все идет не так; первоначальный договор, обосновавший современное государство, превращен в диктат этого государства, которое уже не подчиняется никаким силам и никакому обществу (которого по сути давно уже нет, см. кн. Бодрийяра «В тени…»)
к тому же, люди не просто созерцают происходящее – им нужно действие, и они придумывают все новые и новые мертвые формы, утверждая и обосновывая их; и чем меньше в них человеческого смысла и свободы, тем решительнее действие, которое напоминает уже психоз
современный мир находится в глубоком континууме паранойи
масса мертвой формы совершенно доминирует, отрицательная культура подавляет человека, и обыватель принимает это подавление, ищет его, пример – поп-культура, которая быстро заполняет все пространство сознания ерундой, шумом
но нормальный, мыслящий человек не может жить в отрицательной реальности, и в этом плане творчество становится способом выжить, а духовная альтернатива — единственным настоящим смыслом и выходом из положения
1. Ж. Бодрийяр. Пароли
2. Г. Маркузе. Анатомия человеческой деструктивности
3. К. Ясперс. Доклад «Духовная ситуация…»
4. Там же
5. Э. Сиоран. Письма