Два портрета
Очищайся до тех пор, пока ты перестанешь быть тем или этим, и перестанешь владеть тем или этим.
Тогда ты – вездесущ и, не будучи ни тем, ни этим, ты – это все.
Майстер Экхарт
1
…он мало интересуется происходящим; я заметил, что он не смотрит ящик, вообще не понимает, что происходит в политике и просто смотрит на современный мир как на сумасшедший дом, в котором происходят иногда интересные явления, но все лишь безумие и зверство
никого не критикует и не учит; убежден, что «никого ничему научить невозможно; человек идет сам»; он погружен в глубины мистики, он мистик; совершенно очевидно, что он редко бывает здесь – он все время стремится туда; внешний мир, одним словом – пошлость
это не совсем вера в мистическое, вера в Бога – это само собой, однако он существует в мистике, это реальное бытие; на наблюдателя производит странное впечатление: человек будто во сне, отсутствует, слышит голоса или у него видения…
он слушает вас – и не слышит; понимает, но совершенно нейтрален: его попросту не интересует все здешнее, кипящий современный мир – ни его очарование, ни его пороки; совершенно серьезно он говорит о судьбе или ангелах – это реальные силы, которые действуют все время
и вера его активная, углубленная, живая, этим он живет; он мне признался, что не понимает категории молитвы, потому что вся жизнь есть молитва, «а как я смогу жить оторванный от Него?» — и еще такой аргумент: человек не может входить в духовное состояние и выходить из него, чтобы, к примеру, провести совещание – а потом снова войти… «это не проходной двор»
любит искусство и знает его вглубь, его «мистические глубины»; без мистики нет творчества, нет свободы, ибо все внешние факторы и установки ее сжимают со всех сторон; раз есть государство, партия, женщина, общественная мораль и пр. – какая ж тут свобода…
мистика — не просто непроницаемый поток сознания, она иерархична, там разные состояния, настроения: не всегда вход в иные миры так прост, однако одно мгновение этого бытия он променяет на сотни часов здешнего балдения
все это производит впечатление то ли святости, то ли дикости на современного человека, который не верит в эту мистику, однако испытывает при этом еще какое-то странное ощущение, ностальгии или тоски?..
2
он очень веселый, все время острит, работает учителем истории, волочится за женщинами, за всеми подряд, обожает русский XVIII век и любит рассказывать про государственные перевороты и распутство всех этих баб на троне
не верит ни в бога, ни в черта, отвергает мистику как суеверие, он рационалист и верит в здравый смысл; интересуется политикой, по убеждениям – либерал, принимает участие в митингах, если погода не слишком поганая…
над верой смеется, потому что это «идиотизм»; любит говорить про художников, хотя ничего не понимает в искусстве; много читает, хотя не знает вглубь ни одной художественной идеи или фигуры; у него поверхностное сознание, которое проявляется вполне, когда он говорит о бабах, это любимая тема
он что-то пишет, главное для него – напечатать свой труд, держать в руках свежую книжку, т.е. материальное доказательство его таланта и значимости; внешнее всегда предпочитается внутреннему: переспал с женщиной, а она потом говорит о нем с отвращением: плевать, главное дело сделано
потому что как о Боге он вещает, что «там ничего нет», так и любовь – штука литературная, а на самом деле «загадка жизни сей проста: его уста – ее уста»; на меня лично он всегда производит впечатление абсолютного болвана
мне казалось, что детям нравится его живость и шутки, а потом узнал, что и дети смотрели на него точно так же – по непонятным мне и совершенно… мистическим причинам
3
для меня, важнейшей проблемой в человеческой судьбе является проблема выбора, и мне трудно говорить о ней с другими, потому что люди вообще не видят никакого выбора и не придают ему никакого значения; трудно говорить о сложной теме, начиная с нуля
и когда человек живет по поговорке Санчо – голым родился, голым покатился – он вряд ли способен разобраться в этом; мир выбора (а это уже мистика) существует не для колобков, и тут ты действительно осознаешь, как же мало избранных
к тому же, в современном кино идет явный перебор дурной дряни самого пошлого толка, ее называют и триллерами, и тайнами, и пр., и эти чудища и чудеса только профанируют настоящую тайну
а эта тайна – человек, который вопреки всему этому бардаку продолжает быть соединением начал; и это соединение одинаково не по зубам людям верующим, которые готовы пасть в самое дешевое сектантство или пошлость, и людям скептичным и циничным, признающим только разум
современный человек обыкновенно выбирает нечто туманное, промежуточную позицию знания обо всем (понемногу), которая и есть самая дурная и бесплодная – и результаты налицо
мистика пронизывает мое сознание
однако это не такой мирный процесс, идет борьба; естественная позиция разума никуда не делась, и он оспаривает ее права; творчество строится исключительно как борьба начал, иначе оно никогда не набирает силу и глубину
и мне близки именно те художники, которые ощущают это таинство причастия и напряжение борьбы

П. Клее. Калитка
я ощущаю эту жажду, духовную жажду, которая является самым сложным чувством в человеке; некоторые сводят ее к простому стремлению к Богу, к вере, но мне кажется, это плоское понимание; у христиан тут есть важное понятие – приуготовление
мир мистики – это мои видения, фантазии, тайные мечты и интуиции, которые здравомыслящий человек гонит как наваждение; Достоевский издевался над этими «положительными людьми», чье линейное сознание так плоско и серо!..
они не желают пускаться в такие отчаянные авантюры, и по сути, это и есть главная черта обывателя: для него закрыты двери Духа, и он при этом прекрасно себя чувствует на этой плоскости
мы их не критикуем – просто мы другие
и это движение, решительно расширяющее горизонт сознания и увлекающее в глубины, главное в жизни, главное и в творчестве: раскрыть другие глубины, постичь чужие идеи – помогает в моем движении, и смысл жизни только в таком движении, это и есть практика реализации личности
да, на этом пути много аллюзий, лжи, фикций, и часто ты принимаешь желаемое за действительное: идет отбор, борьба, сомнение, упование – десятки чувств сливаются в этом бурном и непростом синтезе; но мы верим, что игра стоит свеч
и я вижу молодых, которых вы пытаетесь накачать ваших рационализмом (это очень похоже на культуризм, когда он накачивает огромные куски мяса, а реальной силы в них нет) – они сопротивляются как могут, куролесят в поисках истины слепо, опасно
и многие падают и пропадают в этом слепом влечении: мистика не только созидает, но и разрушает, и убивает тоже… и мне очень хотелось бы им помочь; однако они уже отравлены скепсисом: отвергают в равной мере и ваш здравый смысл, и мои тайны

П. Клее. Гори
однако у меня выбора нет; именно поэтому среди художников я выбираю самого таинственного и нежного, возвышенного и хрупкого – Пауля Клее, сумевшего воплотить в таких простых знаках мир высокой мистики
и хотя я никогда не выскажу эту мысль в обществе положительных людей, мне кажется, что единственная настоящая надежда человечества связана не с новыми технологиями или промышленным ростом (я воочию вижу, как они превращают людей в стадо, а мир в свалку) – а с этим таинством нашего сознания, с этой влекущей далью
люди остаются людьми, пока у них есть высокая цель
иначе, они просто превращаются в зверей; вы дадите им совершенные технологии, мощное оружие? – ну тогда это будут звери, вооруженные до зубов, вот и все, и финал понятен…
Какое значение имеет то, что именно мешает птице взлететь – толстая проволока или тонкая нить, если привязь эта крепка (Св. Иоанн Креста)
дополнение
-Paréceme, señor mío, que todas estas desventuras que estos días nos han sucedido, sin duda alguna han sido pena del pecado cometido por vuestra merced contra la orden de su caballería, no habiendo cumplido el juramento que hizo de no comer pan a manteles ni con la reina folgar, con todo aquello que a esto se sigue y vuestra merced juró de cumplir, hasta quitar aquel almete de Malandrino, o como se llama el moro, que no me acuerdobien
критики давно пришли к выводу, что Санчо Панса «кихотизируется», проникается духом приключения и начинает верить в рыцарей и пр. – тут показана живая мистика Пути на фоне обычного крестьянина, который наделен здравым умом и «видит то, что видит»
и фантазия, порыв, поэзия и мистика сметают все его рассуждения и сомнения, так что он начинает верить в тот мир, который всегда рядом
Не мерещится ль вам иногда,
Когда сумерки ходят по дому,
Тут же возле иная среда,
Где живем мы совсем по-другому
невозможно сбросить наваждение, тут весь здравый смысл Санчо бессилен, потому что это существует, он видит это собственными очами, и вдруг начинает говорить о тех клятвах, которые его хозяин дал и не выполнил – вот, отсюда все напасти
то есть, он уже перешел в другую парадигму, другую логику, и именно таким образом все мы – имею в виду живых людей – вольно или невольно переходим туда и обратно, пытаясь найти terra desiderata