ГлавнаяИдеиЧертополохПоль Гоген. Великий изгой

Поль Гоген. Великий изгой

цивилизация, от которой вы страдаете; варварство,
которое для меня – омоложение…
П. Гоген, из письма А. Стринбергу (5.2.1895)

людям ординарным свойственно следовать моде, искать тренд, подчиняться веяниям, формулировать школу или направление и пр. в этом роде – они ищут опору, по слабости характера и отсутствию дарований; у них нет своего пути

художник – тот, кто находит новый путь

Где-то там, за пределами мира, в небе чистой радости и красоты наступает великое торжество жизни… 1

Гоген весь нацелен на бегство от цивилизации; странным образом в совке извращали все: вот, придумали, что он «исходил из материи, следовал природе» — все, что требовалось по их партийным понятиям; оказывается, все было как раз наоборот

он пишет, что его искусство вовсе не отражение, «оно здесь, в моей голове», и цель его — найти это «древнее, возвышенное, духовное», чего, конечно же, нет в этой вашей мутной «цивилизации», где вы готовы друг другу глотку перегрызть…

таитянские и пр. экзотические его вещи на самом деле очень просты, но в них дышит эта чистая радость; ее может почувствовать лишь тот, кто ее ищет – как, впрочем, бывает и со всеми нашими чувствами или впечатлениями

вы не поняли картины, потому что вам неправильно объяснили, будто она – «мир»; может, иная картина и правда мир, однако это метафора; на самом деле она окно в мир, или дверь, и надо туда войти и дальше уже идти самому; это светлый миг вдохновения, когда художник прозревает настоящее бытие – но большего сделать не сможет – да большего и не нужно и невозможно

*

варвар – это слово слишком часто сегодня употребляется; это человек, противостоящий цивилизации, и странным образом оказывается, что именно варвар сегодня – это религиозный, т.е. духовный, человек, в то время как цивилизованный обыватель начисто этих свойств лишен

согласитесь, у нас тут жуткая путаница

варвары, как я это понимаю, разрушали духовные ценности, вообще не знали настоящей религии, и с этой точки, римляне и были варварами – как и разрушившие Рим полчища готов, вандалов и пр.; никто не называет просвещенных арабов или древних евреев варварами

то есть, если брать это понятие в его исконном значении, варвар – бездуховный человек, у которого есть одна святыня – золото, одно занятие – грабеж и захват, в руке его копье, в устах – ложь, и бессмысленно взывать к его морали; что-то это мне сильно напоминает…

и когда нам показывают боевиков, которые режут головы – это не варвары, неправильное слово, это просто бандиты, уголовщина, не имеют никакого отношения к исламу или какой-либо культуре

кстати говоря, ни слова про политику, но эти преступления напрямую были вызваны западным вторжением и всеми теми преступлениями, которые они сознательно и по своему закону творили на этой земле…

*

Гоген ощущает себя варваром, на самом деле – изгоем, разрушителем, и этот гениальный изгой открывает новый мир

П. Гоген. Брод (бегство)

там взрываются свежие цвета, немыслимые синие деревья и знаменитый розовый песок слепят глаз – тут совершенно другие законы естества – те, от которых мы давно отвыкли в наших пыльных городах

тут есть очень интересная модель бытия; мне это видится неким даром легкости, возвышенности, который до поры держит человека в нормальной, плодотворной творческой среде, но вот она мелеет, ценности опошлены, буржуазный дух возобладал – и он отрывается от земли

*

эта возвышенность поднимает его, мысль летит выше и выше, и он находит иной мир, в котором гармония и истина существуют – тут он может свободно дышать и творить; с этой точки, художник – вечный изгой, и это и есть стержневая идея главного европейского течения в искусстве, романтизма

нормальный творец в Европе давно уже понял, что он тут проклят, и искать гармонию, смысл и правду можно лишь «за пределами мира»; когда смотришь на работы модернистов, а особенно на современный «минимализм» (во всем) – ясно осознаешь этот кризис ценностей

тут больше нет импульсов, живых прозрений, нет идей – все исчерпано, опошлено, а художнику нужны живые соки, свежий ветер, настоящая красота; и продолжает бубнить свое пропаганда «свободы и демократии» — а их и тени давно уже истлели

П. Гоген. Таитянские пасторали

потому что в этом мире, видимо, все имеет начало и конец, и нет вечных идей, как нет вечного в созданиях человеческих; и художник уходит, бежит из него туда, где чистые воды, чистые цвета, чистые чувства, где люди, птицы, звери живут в первобытной гармонии естества, словно он желает все начать с начала, стереть времена и эпохи, и он пишет эти стихи, летящей душой прозревая счастье:

 

Обрету

Я мир в твоем блаженнейшем саду,
Где новую Отчизну я открою
Где ни туманов, ни обманов нет
Все – красота, все – доброта, все – свет


1. П. Гоген. Ноа-ноа, гл.1

26 ноября 2018

Показать статьи на
схожую тему: