Сила мифа

англичане под мудрым руководством алкоголика проиграли все сражения, в которых участвовали, потеряли позиции в Китае, Сингапуре, Малайю, Вьетнам, Таиланд, Гонконг, Филиппины, острова – сдавались целыми армиями удивляя японцев своим полным неумением планировать операции

например, они даже не подумали о самолетах или флоте, полагаясь лишь на собственную храбрость – и конечно, на полки из колоний, привычное пушечное мясо; японцы выиграли все сражения и за год создали свою империю

в Европе генерал Харрис руководил ковровыми бомбардировками немецких городов; в 1942м летчики бросали бомбы куда попало, по информации англичан, только 6% в цель, при этом гибло много мирных жителей

авторы фильма по National Geographic довели до моего сведения, что 1\потери авиации были бОльшими, чем наносимый ею реальный военный ущерб, 2\ до сих пор они ведут споры о моральной стороне проблемы, сравнивают ковровые бомбардировки с Холокостом – видимо, вполне справедливо, ибо эти штуки требуют хотя бы примерного прицеливания

день Д тоже оказался на грани полного провала, совершенно бездарное планирование, ловушки, огромные потери; не говоря уже о позорной политической стороне дела: затягивание с Вторым фронтом, ложь, махинации и пр. — в общем, это была для них совершенно бесславная война

но массовое сознание совершенно иначе ее оценивает, и теперь, набравшись наглости, они всерьез заявляют о войне, «которую мы выиграли»; и делают это напрасно, потому что они и были биты японцами из-за своего имперского тщеславия и пустословия – и снова себя переоценили

сознание, которое привычно к разного рода лжи, которое лжет всегда и во всем, не способно трезво оценить собственные возможности постоянно будет попадать в подобные ситуации

но не только это, да и нас-то интересует не столько это, а именно эта вечная алчь и агрессия, которые даже, как видим, не рассчитывают сил и шансов, а прут что есть мочи – и тут есть закономерность

этот характер лишен какой-то человеческой глубины, настроен на захват, конкуренцию, тут одна плоскость, один интерес; и поэтому можно твердо прогнозировать и дальше именно такую «стратегию»: война есть неизбежное продолжение (такой) политики

у них руки чешутся – и мы это видим сегодня повсюду – они обязательно должны воевать, порабощать, убивать, такая натура, и даже история ничему не учит; их ведет этот дохлый имперский миф

и доколе они будут такими, неизвестно: видимо, это навеки – пока они живы

*

миф необходим нации, если она желает что-то создать; вы можете называть это национальной идеей, стратегией – неважно, а важна некая концепция, причем она обязательно должна отражать коренные чаяния и традиции народа, иначе не сработает и останется лишь бумагой

в этом деле лучше перестараться; люди глядят поверх фактов и легко прощают ложь, даже поражения, но они должны понимать, куда идет страна, во имя чего лишения, труд, тяготы и жертвы

эти идеи плохо поддаются анализу, они вообще не из ума взяты – планы «светлого будущего» не более разумны, чем скудоумные американцы, которые ведут человечество к свету, или пресловутый 3й рейх – это все явления одного ряда

людям нужно нечто выше разума, выше данного, «стрела желания другого берега» — да, это из той же книги: идея сверхчеловека продолжает шествие по миру…

и это заставляет всерьез задуматься о том, как надо строить, использовать и, кстати говоря, контролировать это мифологическое сознание, которое в ходе человеческой истории принесло великие прозрения и свершения и также громадные катастрофы и потери

*

миф сам по себе не является ни хорошим, ни плохим, его нельзя оценивать с точки зрения морали; Элиаде уточнил, что его функция давать модели и, таким образом, «придавать значимость миру и человеческому существованию»

наши идеи, планы, дела, отношения протекают в некой плоскости – вот главная моя мысль – и тем самым они обречены, лишены перспективы и духовности; это люди понимали, начиная с Гомера; тут же и обратная идея Элькина, что можно понять и символы и мифы «только из синтетической цельности духовного миропонимания»

по Шеллингу, в мифе увековечена духовная реальность времени; поэтому мы не осознаем мифы, не пишем их — только фиксируем…

Мифологические представления ни изобретены, ни произвольно приняты. Порождения независимого от мышления и воли процесса, они отличались недвусмысленной и неотступной реальностью… они приходят из недр самого сознания, которому рисуются с необходимостью, не допускающей сомнения относительно своей истинности 1 

Шеллинг осуждает “бездуховную и лишенную единства поверхностность” – та самая плоскость, о которой написал выше

человек стремится к некой запредельной цели – это совершенно необходимое условие, если он желает реализовать настоящие, практические цели, так что сказки и мифы, а также утопии разного калибра – совершенно необходимые вещи для серьезного, плодотворного развития нации

миф сей есть как бы сновидение о высшем существовании

такая идея может раскрыть новый горизонт

в самом деле, мы в нашем будничном мышлении исходим из данности; некоторые любят исторические байки, но там уж слишком много вранья… однако все мы жаждем большего, у нас есть эти видения, сны о высшем, наши звезды, без которых творческий человек жить не может

Дж. де Кирико. Поэт

один светлый миф важнее для развития нации, чем все ваши достижения…

вот трагический «Поэт» Дж. ди Кирико, нелепая фигура в современном мире, который отвергает истово и смеясь, свободный человек мифа, только так трудно ему быть собой – в этом пустом мире без Бога…

Ф. Ницше пишет:

без мифа всякая культура теряет свой здоровый творческий характер природной силы; миф формирует целое… силы фантазии и аполлонических грез только мифом спасаются от бесцельного блуждания…

это последнее слово очень актуально, а вот тут же, совсем в точку:

на что указывает это собирание вокруг себя бесчисленных чужих культур, это пожирающее стремление к познанию, как не на утрату мифа, утрату мифической родины, мифического материнского лона? 2 

у меня получается двойственное отношение к мифу: с одной стороны, дурные утопии, махровая ложь, приписанные себе победы и скрытые преступления; в другой – настоящая концепция, светлая сверхзадача бытия, идея сверхчеловека в истинном, духовном смысле термина

один наш пастырь выразился у меня в эфире иронически: мол, ну если до Богочеловека дотянуться не могут, пусть хоть сверхчеловеками ковыляют…

да хоть как, как угодно, только вырваться из этой плоскости, разорвать обреченность земному тяготению, причем по самой простой и самой земной причине: на этой плоскости я вижу для человечества лишь один удел: грызня, война, погибель

а возвращаясь к нашей прозе, с глубокой задумчивостью я смотрю на гордый портрет великого премьера с сигарой, этого любимца всей Европы, великого главнокомандующего, который проиграл все возможные сражения и остался в истории символом непобедимости – как такое возможно?

но прежде чем смеяться, переберите в памяти свои символы и мифы, разберите этот старый сундук рухляди, может там найдется хоть одна светлая идея, за которую не стыдно умереть…


1. Ф. Шеллинг. Сочинения в 2 тт. М.,»Мысль», 1987, т.2 с. 323.

2. Ф. Ницше. Соч. в 2х тт. М.,»Мысль», 1990, т.1, с. 149.

1 сентября 2017

Показать статьи на
схожую тему: