ГлавнаяИдеиЧертополохСила конфликта

Сила конфликта

Можно сказать, что побои гораздо поучительнее,
нежели послеполуденный отдых
Э. Сиоран

наверное, это совершенно естественно для человека: он все познает через усилие, нужен рывок, подвижка, прорыв – это называли по-разному, но суть одна: под лежачий камень вода не течет

человек разрывает пелену повседневности и совершает рывок в иное измерение, имя ему – творчество; так жили гении, подвижники, великие мыслители и пророки; у них был жесткий конфликт с действительностью, через нее они прорывались к бытию

эстетический идеал, истина, духовность – красота или благо – ничто не дано в готовом виде, но творческий, духовный человек должен – тем или иным способом – реально достичь этих рубежей; в современном мире это стало основной проблемой человека, потому что вся окружающая жизнь этому прорыву явно препятствует

 

I

настоящее знание приобретается через боль, страдание, конфликт с собой и миром, иначе проходит поверх голов, мимо жизненно важных точек сознания; потому что человек должен не просто узнать, а внедриться в знание, пропустить его через свой разум и обрести практический опыт

так, конфликт развивает – и наоборот, когда основные вопросы и проблемы выводятся из сферы практический жизни, создается искусственная оранжерейная обстановка, никакое познание не происходит

в совке мы стремились понять те вопросы и темы, которые были закрыты; собственно, любая власть закрывает самые важные темы, не желает настоящего просвещения людей, потому что тогда ими гораздо сложнее будет управлять

одним из таких прикрытий тут служит литература, которая собрала все эти животворные болевые точки и противоречия – и они объявили эти противоречия литературой, беллетристикой, чтобы похоронить в ней настоящую жизнь

так всегда поступает фамусовское общество: объявляет порывы, творчество, вопросы, жизнь — безумием или беллетристикой, чтобы оставить в так называемой «действительности» лишь пошлость и алчность

чтобы странник ощутил себя тут явно «лишним человеком», не осознал бы, не дай Бог, что именно он и есть базовый творческий тип, основная персона, субъект истории

 

II

это происходит часто и в человеческих отношениях: проявление – вещь опасная, однако без него – без искренности, выяснения, познания, доверия – нет и не может быть никаких отношений, никакой настоящей близости

когда Христос говорит, что «враги человеку домашние его» — это вовсе не означает, что домашние не могут стать друзьями и настоящими близкими тебе людьми; просто для этого нужно сознание, усилие, нужно творчество отношений (они сами не растут)

большинство семей живут автоматически, там и нечего проявлять, отсюда суррогаты и инерция, которая до поры позволяет им мирно существовать – и первый же удар судьбы тотчас все разрушает

потому что суррогаты опасны — как трясина для идущего

я люблю вопрошающих, мне близка искренность, порыв, а инерция раздражает: так живут женщины, изо дня в день бездумно сжигая время жизни…

 

III

западный человек придумал холостой ход; все живое, человеческое мешает машине алчности и захвата, которая у него стала главной жизненной силой, и отсюда общество-спектакль (основное действие идет тайно, за кулисами)

пустышки, придуманные конфликты: чудовища, пауки, зомби, роботы; эта машина крутится вхолостую; тут свары и войны призваны прикрыть обычные махинации: машина работает ничего не производя, кроме шума

она привлекает со всего мира пустых, алчных и глупых, они слетаются, как мошкара на огонь; с другой стороны, западный человек живет конфликтом, работают лишь на противодействии, без врага быстро вянут

только, кажется, они не осознали собственную природу – при всей этой научной литературе и социальной психологии – очень слабый уровень настоящего самосознания, больше прячут, чем проявляют, что странно при такой высокой культуре

или она вся осталась в этикете?..

 

IV

с искусством та же история: оно выведено за рамки реальности

то есть, вот как мы здорово развиваемся, передовая цивилизация, и все цветет, а там какие-то клоуны – сюрреалисты и просто придурки – придумывают разные штуки; впрочем, эти каменные люди и разъятые тела не имеют никакого отношения к нам

дальше – больше, и вот, уже рушится мир, планета в огне, пауки захватили дом, зомби захватили Землю, но это все просто кипящая фантазия этого ужасного Голливуда, а мы на самом деле мирные и прекрасные люди в нашей чудесной цивилизации!

магическое слово стирает все сомнения

на самом деле все, конечно, наоборот: как всегда, именно художник выявляет реальное положение дел; и как всегда, его выводят за рамки этой реальности, объявляют сумасшедшим, психом или пошляком; в наше время эта судьба и постигла Голливуд – в целом: никто не желает слушать его пророчества

не то что там нет пошляков – есть и слишком много, но ведь и истину пытаются крикнуть, да никто не желает слушать; впрочем, тут нет ничего особенно нового, никогда не слушали пророков…

Дж. де Кирико. Награда предсказателя

грустный художник ди Кирико пишет такие вот тихие дворики культуры, которая уединяется со своими кумирами и богами, а за оградой несется бешеный паровоз; тут первое — пространство, то пространство свободы, которого нет за оградой; произвольность форм и композиции, совершенная свобода перехода из одного состояния в другое…

а второе – остановка, и может, он прав и людям вовсе не надо непременно куда-то нестись, чтоб найти счастье и истину?..

 

V

сила конфликта зависит от реализации: это точно как работа парового или иного подобного двигателя: закройте клапана, остановите передачи, и он рванет; такой конфликт – самое естественное явление, поэтому рванет наверняка

если отсоединить сцепление, даже самый мощный двигатель не произведет вообще никакого движения – простая азбука

именно поэтому демократия предусматривает хорошие клапана для выпуска пара: они выходит на улицы и начинают жечь все, что горит: покрышки, машины, ларьки, причем это происходит с регулярностью циклов; и второе – пропаганда лучшего из миров (для убогих)

вся беда такой системы, что в ней не предусмотрены естественные иерархии, поэтому любое явление рассматривается как социальная несправедливость, словно эти клерки, студенты или пенсионеры и правда верят, что они равны во всем жирным котам и биржевым спекулянтам

а может они дураки и правда верят?..

так или иначе, но творческая сила конфликта сжигается на улицах – точно так же, как у нас она сгорает в стакане с водкой: нигде нет идеала, нигде люди не научились использовать эту творческую энергию, эту могучую силу жизни – слишком могучую для их слабых мозгов

отсюда, резкое падение самооценки, что влечет новую цепь несчастий

В конечном счете, только разбитые судьбы можно признать удавшимися (Сиоран)

*

Дополнение

Кирико показывается еще одну сторону конфликта, это внутренний конфликт в художнике, который никогда не сумеет перенести его на холст, рассказать о нем людям – или научить их, и это последнее представляется уже совершенно немыслимым

каждый из нас живет со своим миром, своими проблемами и прозрениями, и доля проявленного по отношению к существующему – ничтожна

Дж. де Кирико. Обратная трансформация

конгломерат сомнений, постижений, взрывы радости и отчаяния, вечные загадки, которые томят и влекут, чудо веры, которая возносит душу, явное презрение и тайная нежность в отношении к человеку – все это громоздится в нем совершенно непостижимым образом

в этом загадка нашего сознания, в этом сложность общения, единства и пр., но тут же и некоторая наша надежда, потому что человек остается закрытой книгой, в нем происходит поразительная химия познания, чудо творчества, так что никогда не надо ставить точку

29 августа 2017

Показать статьи на
схожую тему: