Гиблая механика
Рождение света во тьме, переход от хаоса к космосу есть возникновение неравенства бытия в равенстве небытия. И в человеческом обществе есть не только таинственное, но и темное начало, в массе человеческой бушует хаос, и космос общественный с великим усилием создается и сохраняется 1
кукла покоряет мир
вот, это кино: там же уже совсем нет человека, он просто выветрился; это очень простой механизм: вот, они вынуждены снимать этих хакеров, которые клацают по клавишам, а это скучно; ни чувств, ни реальных отношений – и воцаряется беготня с пистолетами, погони
и чем меньше на экранах человека, тем грубее бойня, тем больше жестокости и пакости, цинизма и убийства, чтоб возбудить чувства – а это непростое дело, когда вокруг механика: пойдите-ка, возбудите куклу!..
к тому же, существует – даже у самых тупых и постоянных (это одно и то же) зрителей – понимание, что это же куклы, поэтому все происходящее на экране – имитация, все ненастоящее: понятно, что разбили макеты, что не кровь, а краска, что горит настольный город, и пр.
да, все ненастоящее, но действует-то оно по-настоящему: например, на детей, и таким образом вырастают новые поколения кукол, еще более циничные и апатичные, уже вообще не способные мыслить…
нарастает процент механики, ничего человеческого
и тут мы находим важное явление, очень значимое, однако совсем не осознанное: перефразируя гения, человек – это нечто, что слишком легко превзойти! – да-да, именно не к сверхчеловеку, а к зомби, к кукле
системная деградация рода
человек не слишком устойчив – как и все в природе – и все это надо постоянно воспроизводить; чтобы его сознание нормально функционировало, нужны какой-то покой, гармония, творчество, какое-то нормальное человеческое состояние, но после просмотра любого современного фильма это уже совершенно невозможно
результат: не остается нормальных людей: с виду, все в норме, они ходят, едут, улыбаются, пьют водку и даже понимают анекдоты, однако в глубине уже все иное, словно вынули существо, стержень и заменили механикой
механический жаргон, механические отношения и реакции (все легко предвидеть), человек перестает осознавать, по улицам ходят люди с атрофированным сознанием, просто потому что это жизнь, для которой уже не нужно ни сознание, ни творчество
они ведь ничего не решают; механическая жизнь течет по заведенному порядку, и человек мыслящий вопрошает: а зачем мне башка? – у нас ситуация получше, потому что тут надо крутиться…
кукла ущербна, она всегда ущербна, потому что… ну потому что она все же человек, просто существующий порядок жизни превращает ее в куклу, однако до конца это невозможно сделать, и она не может не ощущать свое реальное положение
а ущербность – нехорошее качество, уроды жестоки и несправедливы, потому что ощущают некую высшую несправедливость в самом своем уродстве; поэтому можно сострадать им, разумеется, однако при этом уроды, калеки, куклы всегда непредсказуемы и опасны
вы не можете на них рассчитывать
*
Бердяев писал:
Обманчивый социальный покров бытия подменил у вас само бытие. И нет у вас, давно уже нет онтологических, бытийственных основ жизни
оказывается, что вся эта философия и лирика были не просто стишки и книжки, но в них заключался какой-то важный заряд сознания; и возникает дилемма: личное или «общественное» (я кавычу слова, которых не понимаю)
мы наблюдаем в Европе нескончаемые массовые движения в защиту прав человека, и с виду, снова, кажется очень прогрессивным и позитивным и пр., на самом деле основными нужными правами люди давно уже обладают, это просто явный признак растущего патернализма (отсюда и наплыв мигрантов, паразиты со всего мира потекли туда)
в этой системе вам все предписано, разрешено только то, что предписано; о чем забыли – то тоже запрещено; вся жизнь идет по сложной системе законов, норм, предписаний, инструкций, естественным результатом которой является полный и тотальный БАРДАК
потому что не получается запихнуть человека, жизнь, природу, историю в узкий каркас норм и идеологии, и получается кукольный балаган
патернализм ограничивает сферу человеческой активности, интересов, контактов, порождает организованную бедность, молчаливую бедность, которая не знает настоящих увлечений, комфорта, благ цивилизации и привычно удовлетворяется необходимым
однако это не только бедность физическая, но и социум, и разум, и душа ужасно бедны в этом нулевом существовании: они не испытывают сильных впечатлений и не порождают идей, в вечном статус кво под игом власти, которая боится уже любых судорог этой безликой МАССЫ
страх становится вообще главной парализующей силой, они боятся друг друга, и не напрасно, потому что в этой пустоте вы никогда не можете прогнозировать, что появится, оттого цивилизованный мир так настороженно смотрит на «новую Россию», потому как по сути не видит изменения коренной модели за декорациями новой риторики
патернализм заменяет проект воспитания и образования людей программой запретов и предписаний – так жестокий самодур-отец не разрешает детям ничего, полагая, что держать их дома – самое лучшее средство вырастить положительную общественную личность, идиотизм на грани безумия, потому что на самом деле все как раз наоборот
он опустошает их умы и души, обрекает все общество на стагнацию, и потом они начинают заполнять пустые пространства души случайными идолами и ритуалами, чем сразу пользуются разного рода секты и просто сумасшедшие, которые вовлекают их в различные религиозные и политические экстремы
характерная особенность: патерналистское сознание кидается сразу в экстремы, никак не умея пройти сложный путь реального развития современного цивилизованного сознания, которое строится на сочетании разных уровней и горизонтов
даже поведение молодого человека отличается: все эти известные понты, маски, хиппи, игла, запои – человек куролесит, не умея найти нишу, форму для своего растерянного сознания; ну а когда куролесят все, образуется некая социальная модель, довольно забавная…
и безответственность – самое главное следствие, поскольку тут человек существует в системе, где от него лично ничего не зависит, он ничего не может изменить, абсолютно свободен от сознательной активности и абсолютно зависим всем своим остаточным сознанием, невеселое состояние…
и эти слова Бердяева относятся уже не только к России:
Настало время крушения всех ваших утопий земного рая, серых, безличных, пустынных утопий, утопий предельного равенства и предельного счастия в небытии. Настало время здорового социального пессимизма
этот пессимизм бьет ключом в книгах ведущих европейских мыслителей
речь не только о низах; «низы не хотят» — чепуха, придуманная формула, потому что низам на все наплевать: не рабы, есть хлеб и зрелища – больше им ничего не надо; однако социализм – это бесконечная дорога мошенничества
поскольку поле реальных улучшений невелико (и на то есть веские причины), идет постоянная борьба демагогий, обещают что попало, а в основе алчь и амбиция, борьба за власть
мы перестали понимать, насколько она отравила всю атмосферу в обществе, в котором уже не осталось вообще никакой правды – недаром все чаще возникают вполне серьезные разговоры о монархии: люди устали от демократического бардака
и хоть есть народы, способные бесконечно ждать чуда 2 , и у них терпение истощается, при том самое опасное, что не вы уже управляете этой механикой, а она – вами, и результат может быть только один: потрясение и разрушение
в тех же жутких фильмах они весьма ясно показывают, что получается, когда за дело берутся роботы и куклы; ни одна революция не ставит позитивных целей, но есть простой механический результат демократического развала
Бэкон говорит:
Вы не можете себе представить, как безнадежность в работе может заставить просто взять краску и делать все что угодно, чтобы вырваться из рамок сотворения иллюстративного образа любого типа…
«вырваться их рамок» — разорвать сеть, разрушить картонные декорации кукольного балагана, в котором все искажено и не осталось уже вообще ничего человеческого – одна механика; а нужно живое!..
вот оно и возникает, корчится, кричит – ну, при чем тут распятие?! – да именно так, не как великий Спаситель, а как распятая лягушка, курица на доске, насекомое!
художника не волнует политика; в политике нет творческого начала, это настоящий кукольный театр; поэтому художника интересует человек, и он видит разрушение человека, что и отражено в течении с неправильным (как всегда) названием экспрессионизм
то есть, якобы, там главенствует экспрессия, гипербола – на самом деле они ничего не преувеличивают, когда пишут этих кукол и уродов; человек Бэкона ощущает страшное давление этой гиблой механики, всей этой гнилой цивилизации, и ему трудно сохранить свое сознание
хаос преобладает, и Космос не имеет места в этой пошлой дешевке
искусство приходит к молчанию, к отказу от публики, мы наблюдаем все больше замкнутых, ушедших в себя людей, еще одна черта того развала общества, которое пророчили мыслители ХХ века 3
и вместо нормальных общих, групповых, сословных и пр. традиций, отношений, связей мы имеем эту сеть, торжество пошлости и пустоты, адекватное отражение состояния дел и мощное оружие мобилизации грядущей дикой силы, мирового террора
Уходящая человечность
Бэкон в процессе поиска, творчество – осознание, и он пытается осознать, что есть человек; найти в современнике – человека; и нет универсального решения, потому что во всех нас эта шутка осталась в разных пропорциях, а в ком-то вообще на нуле, нет сюжета…
такие вещи нечего рассматривать или восхвалять, потому что в них сомнительная эстетика; а осталась ли в мире красота? – то есть если вы не говорите о кустах и морских заливах, а о настоящей человеческой красоте?
кажется, там куски человеческого – последние мгновения, поздние прозрения, и это крик по уходящей человечности, которая вдруг оказывается для художника важнее всего; так что он забывает к чертям о всякой композиции или сюжете – о всякой «красоте»!..
никакой гармонии больше нет, так о какой к чертям композиции вы ведете речь? – кому нужна эта ложь…
в портретах его отличие от Пикассо в том, что испанец еще следует каким-то канонам и строит фигуру; вот, искажение, вот, определенная гамма, а тут карикатура… тут художник создает картину, и в ней есть завершенность и позиция, она закончена
у Бэкона ничего не закончено и ничего не найдено, потому что он ищет человека и не находит его (эти отличаются от прочих, например, портреты Дайера) – это какая-то кричащая по-человечьи амеба
иногда мне кажется, что он изображает процесс этого напряженного поиска, который все время завершается неудачей: тела растекаются, морды с проемами и дырами, а женские тела больше напоминают вагины — ничего не складывается!
этим не любуются, это нельзя объяснить, если в вас этого нет, если вы сами, лично, не переживаете эту драму – да, об этом мыслят трудно, сами: тут призыв, тут крик человека, который утерял цельность, утерял бытие
3. Н.А. Бердяев. Философия неравенства
2. «Ожидание социального чуда есть одна из слабостей русского народа, один из самых больших его соблазнов» (Н. Бердяев)
3. Маркузе, Фромм, Бодрийар и пр.