Опыт
Дух есть жизнь, а не предмет,
и потому он познается лишь в конкретном опыте,
в опыте духовной жизни, в изживании судьбы.
Н. Бердяев
Культ
ритуалы имеют важное значение и вполне ясное оправление: в духовной сфере человек ориентируется плохо, ему открыты тут малые горизонты, и поэтому человек православной веры должен где-то остановиться: дальше он не знает, дальше не видит, не открыто ему…
в этом есть искренность верующего, нищета духа: остановиться на определенной ступени, перед алтарем, куда входа ему нет; конечно, тут существует некая иерархия, которая складывается не только по уровню дарований и силе благодати
тут еще путь и труд души, та сила и глубина интенции, которая одного вздымает до вершин, а другой лишь смотрит на них снизу: первый страдает и весь в ссадинах и переломах, а второй – что ж – он наслаждается видом… не известно, кто мудрее
превращение культа в обязаловку (в Европе) конечно снижало эту интенсивность, глубину, так что не возникало настоящих иерархий, настоящей высоты, что вообще заставляло нас усомниться в наличии там настоящего Духа – один голый культ, очень яркий и праздничный
прекрасна наша церковь именно тем, что допускает существование иерархии, без всякого насилия организует духовную жизнь людей на начальных ее этапах, как бы понимая, что дальше человек идет сам
Пустота
совершенное, полное непонимание христианской идеи, проповеди Иисуса даже среди искренне верующих людей — просто потрясает; заставляют детей получать пятерки, чтоб росла гордыня; уважать надо родных, так велел Бог; естественно, все усилия на деньги, на достаток и т.д. и т.д.
на каждом шагу дикое извращение, идут против Христа, все помыслы – против идеи, против этой морали – какое-то совершенное отсутствие понимания, неспособность воспринять мысль, понять простые слова
причем люди неглупые, ум-то есть, просто он занят совершенно иными – сугубо земными делами; и вот так и формируется настоящий сознательный атеизм, пустое сознание, уставленное вещами…
и при этом непонятно, что тут первично: эта бездарность, опустошение, которое жаждет хоть чем-то заполнить себя, или же сама эта пошлость, которая порождает пустоту и злость – или и то и другое вместе, все бесы толпой…
дело в том что эта религия особая, ее нельзя прицепить, как цветок на шляпу, этим надо жить – да впрочем такова всякая истинная религия, которая дарует тебе иную связь и иной мир: но этого всего надо слишком, всем отчаявшимся сердцем — возжелать
Модель
вижу, что люди, которые обратились к религии – в разные эпохи своей жизни – действуют подчас слишком решительно; как и те, кто постиг, что «там ничего нет» и все это сказки
на самом деле мыслящему человеку должно быть ясно, что он мало что способен понять в этой метафизической сфере собственным неопытным разумом, да любым разумом; тут – как и во всяком деле, впрочем – требуется много усилий, творчества, страдания и опыта
и все это не даруется разом; должны пройти годы, это долгий путь, и на этом пути есть много людей, истинно мудрых и опытных, которых следует послушать, попробовать изучить их труды и понять
и в этом плане, как порочная система стада – там бездумно крестятся и на этом все кончается – так, в общем, проблематично и одиночество; наилучшая система была принята подвижниками, которые – даже еще до эпохи монастырей – учили 1-2х послушников, отроков, постепенно вводя их на высоту веры
это штучная работа, она под силу лишь настоящему учителю, человеку духа, который способен передать бесценный опыт другому; в этом плане, «Добротолюбие», внимательно прочитанное, для нас наилучший путь к Богу, хоть и не краткий
но кратких путей нет
Духовник
это фигура важнейшая, причем вовсе не обязательно иметь перед собой человека во плоти; мы живем в благостное время, когда доступным великие сокровища премудрости, и ты можешь выбрать среди мыслителей и пророков того, кто говорит твоей душе
в этой области бессмысленны всякие споры или даже умные дискуссии: пути веры разные, опыт очень разный, разной глубины и интенсивности, и лучше тут действовать рецепторами, чем логикой или опровержением
это великая способность искать и находить знание, впивать смысл
интенция, без которой никто не поможет человеку найти путь; в свое время меня поразил Бердяев своим мощным духовным пафосом
многое у него я теперь оспорил бы, да в том нет нужны и нет никакого проку: надо не отвергать, а принимать – все духоносное, искреннее принимать в сознание, из которого тогда неким волшебным образом начнет выпадать все вздорное и пошлое
и когда я читал в свои 22 года такие вот строки:
Духовный опыт святых, мистиков, людей высшей духовной жизни есть сама реальность, само явление и обнаружение духа и Бога. Дух есть, духовная жизнь явлена и обнаружена. Это – первичный факт. Он непосредственно усматривается, а не доказывается 1
в эти моменты все мое понимание философии переворачивалось, совершалась истинная установка сознания – потому что именно такая абсолютная позиция духа мне и была свойственна – я чуял, знал это до уразумения, и он мне решительно помог
я потом встречал людей со степенями и дипломами, выпустивших довольно плоские и глупые книги, которые ощущали себя неизмеримо выше тех мыслителей, не признавали авторитетов и пр. – все это был вздор…
мне надо было найти такого своего учителя, и я нашел не одного – многих, и к тем другим путь был уже проще; у меня была базовая духовная установка сознания: это как человек, который строит прочный бетонный фундамент – и теперь да, он может возводить этажи
Может быть мира нет, но моя духовная жизнь есть; мой опыт божественного есть, он есть обнаружение реальности божественного, он неопровержим
мир внешний – иллюзия; как ни смотри, он просто набор абстракций, я должен создать свой мир, чтобы в нем жить по-человечески – мир, в котором есть глубина и высота, настоящее знание и абсолютные истины
Сегодня
мы теперь живем в мире, где все становится виртуальным, условным, неуловимым – в том числе и вещи, и люди, и понятия, которые и улавливать не стоит, там пустота; и в такой ситуации очень ценно, когда человек имеет такое базовое направление
парадоксальным образом, именно такой человек и способен воспринимать и другие идеи, и прямо противоположные феномены, словно он обрел общее зрение; и наоборот, даже образованный человек сегодня путается в самых простых вещах и не понимает простых символов
правда, сегодня это понятие образованности слишком уж размыто, слишком мало надо знать о главном – все мелочи и факты… и тут выбор: уйти в эту вещую глубину или оставаться на поверхности, как тот чудак, который знает, что поезда не будет, а он все бегает по платформе и смотрит вдаль и пристает к служащим
человек делает выбор и сразу же ощущает его результаты: жить в мире людей становится все труднее; неимоверная тяжесть тут – невыносимая легкость там
как та башня Магритта, которая пустила мощные корни и стала деревом, однако ветры, время и набеги врагов разрушили ее, и она осталась торчать собственным монументом: к чему теперь были эти мощные корни? – кого они станут питать? – кому принесут жизнь и надежду?..
тут притча о человеческой мудрости, о философии, которая прекрасно чувствует себя на глубинах сознания и мало пригодна для решения мирских дел; и наша культура во многом – такая поэзия развалин…
а с другой точки, теперь уж я и не знаю, корни ли разрушили башню, ибо в мире сем не может она существовать, или же от времени (и опыта) башня стала уходить в землю, к корням, и все поверхностное и внешнее оказалось ни к чему..
1. Н. Бердяев. Философия свободного духа, ч.1