Мечта

Человек есть нечто, что должно преодолеть;
что сделали вы, дабы преодолеть его?
Ф. Ницше

духовный пафос есть основа любого настоящего развития

люди экономического сознания – то есть, абсолютное большинство современных людей – мыслят совершенно иначе: у них там роятся какие-то показатели роста и благосостояния, и они даже употребляют такие смешные слова, как «качество жизни» (это «качество», разумеется, измеряется количеством вещей)

по Ницше, это возвращение к зверям 1

Доныне все существа создавали нечто, что выше их; вы же хотите стать отливом великой волны…

нужна мечта; нужна некая настоящая концепция развития общества, тогда люди действительно станут работать не от нужды, а во имя великой цели – а это будет совершенно иной труд и совершенно иной человек: мы это видели в первые десятилетия совка…

и не так важны, так сказать, конкретные социально-экономические измерения концепции: она живет в иной плоскости, на ином уровне системы жизни, и с этом смысле я вижу минимальную разницу между Заветом Христа, христианской моралью и тем, к чему призывает Ницше

человек объявил себя антихристианином и повторил всю евангельскую проповедь, ничего себе! – «не ваши грехи, но ваше самодовольство вопиет к небу» — откуда это?.. «Заратустра», с.11 – с какого конца ни заходи, истина одна, и она в том, что людям нужна духовная идея

*

наш Гоголь написал в «Портрете», что искусство есть «воспоминание о рае»; его влечет духовный пафос, а прочий разрушает; творчество – сфера выбора, точка перелома, тут решается главная проблема: есть ли у вас достаточно сил для этого рывка или нет; насколько сильна вера

все прочее не имеет значения, т.е. вы можете совершенно игнорировать эту высшую духовную реальность и жить в мире сем и строить заводы и производить вещи, и разумеется, получать громадные доходы – все это так, только до поры

параллельно будет нарастать напряжение гнетущей пустоты, начнется то разрушение души, которое и описал Гоголь так ярко: современный филистер не верит в такое, полагает свой мир стабильным и устойчивым – тогда откуда такая паранойя и ежегодные пророчества конца света?

вы утеряли сказку, не верите великим мифам человечества, ваша вера давно угасла, и нет стимула, непонятно, во имя чего трудиться: у вас больше нет этой высшей надежды, а без нее… без нее, наверное, тоже может жить человек, только быстро превращается в насекомое..

*

люди реагируют на эту ситуацию по-разному: самые мелкие утверждают банальности, возводят свое обывательское существование в перл, в идола – действительно, не было еще на свете такой пошлости – другие сочиняют сказки с счастливым концом: давно уже эта дешевка заполняет экраны

русские снимают сплошные сериалы про честных ментов, а европейцы – про человеческие чувства, про ускользающее счастье: тоже мечты, рисуют то, чего нет; точно так же американцы снимают кино про крутых и бесстрашных парней – на самом деле их трясет паранойя, тот же источник творчества…

я называю это коротким мышлением: современная масс-культура совершенно лишена этого концептуального вектора, что весьма ощутимо отражается на сознании людей, которые ни во что великое не верят и ничего чудесного от жизни не ждут: есть что-то в нас, что восстает против этого мещанства

совок был глуп, однако же еще глупее верить, что смысл твоей жизни: купить квартиру и все прочее;

и поэтому сами обвинения, которые мы бросаем корпорации, все эти теории заговора – имеют под собой почву, да, однако сами люди делают неизмеримо больше для превращения себя в быдло, в материал – и в прах

*

эта тема стала запретной

есть такие темы в свободном и демократическом сообществе: там формально-то можно говорить о чем угодно, только получается, что главные темы под неким негласным запретом (снова эта вечная ситуация сказки про новое платье короля)

самые глубокие и сильные современные авторы, в любой области, явные скептики: Сиоран, Бодрийар или Фромм – берите любого – рисуют картину совершенной безнадежности, цинизма и пустоты, для которой, вроде бы, по официальной статистике, нет никаких оснований

а основание одно, самое веское, которое перетянет в миг все ваши показатели роста и потребления, всю эту муру:

… все существа создавали нечто, что выше их

творчество угасает, и мы с грустью перелистываем альбомы модернистов, словно это была последняя вспышка гения, последняя зарница настоящей свободы, которая сегодня утрачена навсегда в человеческом муравейнике, который верит лишь в одно, из всех великих символов и кумиров остался один настоящий — $

знак змеи, который перечеркивает сам себя, замечательный отпечаток грядущего убожества, предвещание невиданной катастрофы этой цивилизации рептилоидов, людей с холодной кровью и пустым сознанием

*

европейская сказка все же с самого истока своего была направлена на happy end; собственно, за эти века Нового времени ничего не изменилось до появления романтизма, там герой движим уже совершенно иными силами и страстями

в России романтизма практически не было – ибо я не могу причислить единственного настоящего нашего романтика – Лермонтова – к какому-то «течению», он для этого слишком велик; однако исконно русская волшебная сказка была совершенно иного направления, чем в Европе

это гимн духа, история становления человека духовного в мире зла, настоящие творческие шедевры, которые прошли с народом через всю его историю и которые, к сожалению, до сих пор неизвестны современному народу (как и его ученым жрецам)

а думаю, люди давно оценили силу и значение мифа; потому что именно в мифе, в древней сказке, заложены духовные основы народного сознания – пусть часто не совсем проявленные в реальной жизни, они, однако же, ведут людей, вселяют высшую надежду; и эти русские мифы именно такие

наша беда в том, что мы утеряли настоящие понятия, настоящие ценности – а они тут, у нас дома, и не надо искать их за океанами и горами

*

я когда-то читал статью о сказках — не помню имя автора, — в которой был удостоен жалости несчастный гипотетический мужик, который сочиняет сказки и воспаряет к небесам, лишенный всего на земле — что ж ему еще остается делать? но кажется, проблема-то совершенно иначе формулируется самими авторами сказок…

христианский взгляд на мир, евангельское Слово, которое авторами русских сказок понято предельно точно, погружает этот мир в пучину пошлости и мрака, он «во зле лежит» и таким и должен быть, и нелепо было бы и немудро было бы ждать от него блага и справедливости

и наш гипотетический мужик воспаряет не потому, что ему так плохо на земле, где баре его мучают, а потому, что вся эта жизнь бездуховная и в недрах своих таит распад; ему не справедливости надо — ему чуда надо, тут не бунт, а хилиазм

такова эта знаменитая сказка о русском мужике Мартынке, который берет за работу мешок с песком, а не с серебром; ведь в любой немецкой сказке он взял бы мешок с серебром! – ясный пень! — и все проблемы были бы решены; и каждый читатель его понял бы

но в русской сказке, когда он берет такой мешок, так остается дома богатеть и «творить добрые дела» и выпадает из русла сюжета (как охотник из поразительно глубокой сказки “Разодрались комар с мухой”); а тут другая концепция жизни, ибо смысл ее в духовном преображении, а не в справедливости на земле, которая человеку неподвластна, в истине, а не в решении социальной проблемы

более того, в подтексте мы читаем и мысль о том, что обычный человек и не может устанавливать какой-либо порядок на земле — вон, в традиционном сюжете солдат попытался одолеть волшебством судьбу, и началась такая свара, что никого в живых не осталось, а уж какие чудеса у него были в ранце-то!

однако он был и остался простым солдатом и умел только строить взвод да командовать (намек на некоторых правителей), и не следовало ему браться за переустройство мира: видимо, для этого надо быть не земным, не грешным солдатом, а духовным человеком…

поэтому в нашей сказке редко делается различие, собственно, между царем и мужиком: мужик вовсе не лучше царя может устроить эту земную жизнь; возможно, он ближе царя к природе и, по неисповедимой связи явлений — к Космосу, а потому умеет видеть и слышать, и внять тайным зовам и стать орудием тайных сил

читаешь такое и мыслишь о этом русском мужике, в котором сила духа необъятная, свобода трагическая, глубочайшая, и сразу понимаешь, что вся эта ваша каменная, машинная цивилизация, г-да, дрянь и пошлость, упущено нечто самое важное, и наш мужик туда и теперь не рвется: если весь этот мир стал ящиком, так лучше стакан!..

Р. Магритт. Вечереет


1. Заратустра, с.10

6 сентября 2017

Показать статьи на
схожую тему: